Методика проведения устной работы по геометрии в основной школе
Введение
Актуальность. Переоценить важность устных уроков невозможно. Изучение геометрии начинается с 7-го класса. Предмет "Геометрия" позволяет учителю развивать логическое мышление, пространственное воображение, учит ребят обобщать, систематизировать, видеть красоту, но он вызывает большие затруднения при изучении. Поэтому учитель должен всегда, а на устных уроках особенно, стремиться к тому, чтобы материал был доступен каждому ученику, преподносить его живо, красочно, чтобы ученик, уходя с урока, захотел в дополнительной литературе найти что-то новое, узнать больше того, что было задано на дом. Нельзя давать скуке овладеть детьми на уроке! Глаза каждого ребенка должны гореть огоньком познания!
На устных уроках изучения систематического курса геометрии закладываются основы курса планиметрии: вводятся основные понятия и свойства простейших геометрических фигур, позволяющие осуществить построение всего курса. Введение основных свойств геометрических фигур проводится на основе систематизации и обобщения знаний и представлений учащихся о геометрических фигурах, накопленных ими в процессе изучения математики в 1-6-х классах и жизненного опыта. Поэтому в методическом плане понятия, вводимые в начале изучения курса планиметрии достаточно просты и в известной степени знакомы учащимся, а значит, ни подготовительной работы, ни значительной отработки не требуют.
Изучение устных тем должно решить задачу введения терминологии, развития наглядных представлений и навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, как по условию задачи, так и в ходе решения задач. Все это необходимо для дальнейшего изучения курса геометрии, в силу чего важными аспектами изучения систематического курса является работа с чертежами и рисунками, использование простейших геометрических инструментов (линейка, транспортир). При решении задач следует, прежде всего, опираться на наглядные представления учащихся. Тем не менее решение задач следует использовать для постепенного формирования у учащихся устных навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач.
Здесь закладываются основы всего курса геометрии: вводятся основное понятия и система аксиом (основных свойств), позволяющая осуществить дедуктивное построение курса. А значит, учащиеся встречаются со строго логическим изложением материала, с новой для них задачей - обосновать каждое утверждение, каждый шаг решения задачи, опираясь на определения и основные свойства простейших геометрических фигур при проведении доказательных рассуждений.
Обучение школьников грамотным логическим рассуждениям начинается с обучения их грамотной устной и письменной речи. Большинство задач и упражнений учебников, в которых происходит закрепление терминологии и изучение основных свойств геометрических фигур, способствует формированию у школьников умений точно формулировать мысль и проводить доказательные рассуждения. Приведенные в тексте учебников решения некоторых задач служат образцами таких рассуждений. Целесообразно, чтобы на устных порах образец ответа давал сам учитель, предлагая неоднократно повторить его при решении аналогичных задач. Каждый ответ учащегося надо завершать правильной и точной формуляров учителя, не снижая при этом оценку за "корявый язык" ученика при правильном понимании: сути теоретического материала и верном решении задачи.
При изучении этого материала необходимо проводить работу по обучению школьников доказательным рассуждениям, стремясь к тому, чтобы эти рассуждения явились обязательными компонентами решения каждой задачи. Особенно благодатным в этом отношении является материал, связанный с основными свойствами измерения отрезков и углов, так как это дает возможность при письменном оформлении задач делать ссылки на известные учащимся основные свойства. При этом следует постепенно повышать уровень требований к доказательным рассуждениям в ходе решения задач, поощрять любые попытки учащихся проводить такие рассуждения.
Главная цель - научить правильно мыслить, аргументировано доказывать, отстаивать свою точку зрения. Таким образом исследование устных уроков геометрии становиться актуальным.
Объектом исследования является процесс обучения геометрии в основной школе.
Предмет исследования - Методика проведения устной работы по геометрии в основной школе.
Целью данной работы является разработка методических рекомендации по проведению устных уроков геометрии, которые позволили бы повысить геометрическую подготовленность учащихся, интерес к предмету, развить пространственные представления и логическое мышление учащихся.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
Ш Исследовать возрастные особенности учащихся основной школы (7-9 классы);
Ш Исследовать развитие пространственного мышления учащихся основной школы при изучение геометрического материала
Ш Исследовать основные темы, изучаемые на уроках геометрии с проведением устной работы.
Ш Исследовать цели проведения устной работы по геометрии.
Ш Рассмотреть методы и формы проведения устной работы с учащимися основной школы. (7-9 классы)
Ш Исследовать оценку устной работы.
Ш Разработать методические рекомендации в проведение устной работы по геометрии с учащимися основной школы.
Ш Провести опытно-экспериментальную работу и подвести итоги экспериментальной проверки;
Гипотеза исследования: на устных уроках геометрии в общеобразовательной школе в связи с недостаточным количеством времени на изучение геометрии, из-за буквального понимания учителями раздельного изучения планиметрии и стереометрии у учащихся в недостаточной мере формируются пространственные представления, они не овладевают основными методами умозаключений, не могут усвоить основые геометрические понятия.
Методы исследования:
1. Исследования опыта учителей по темам устных уроков геометрии.
2. Анализ методической литературы.
3. Подбор методически обоснованных упражнений, способствующих успешному развитию как пространственных представлений, так и логического мышления.
Практическая значимость работы в том, что её результаты могут использоваться преподавателями - практиками в работе с детьми младшего школьного возраста.
Логику работы мы строим по дедуктивному принципу, т.е. от общих теоретических вопросов движемся к частным. Следуя поставленной цели и задачам, работа делится на соответствующие главы, которые, в свою очередь - на параграфы.