Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

дипломная работа

1.1 Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы ? понятие, значение, особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста

Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста.

Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно(10, с. 207).

Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.

Головоломки, ребусы, кроссворды, игры-загадки направлены на тренировку мышления, на развитие познавательных способностей детей и на формирование мыслительных операций. Они интересны для детей, требуют от них умственных усилий и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки можно отнести к ряду досуговых игр, используемых, как развлечение детей дошкольного возраста. Но с другой стороны эти игры способствуют развитию интеллектуально-познавательных способностей у детей.

К играм-загадкам, которые целесообразно использовать в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно отнести такие виды игр, как «Сказки «наизнанку», «А что было потом?», «Что было бы, если бы…», «Превирание сказки», «Волшебные слова, «Удивительные превращения», «Волшебное средство» и т.п. Данные игры способствуют закреплению у детей знаний литературных произведений, персонажей, их внешний вид, поведение, какие-либо фразы или тексты из сказок и произведений. А это в свою очередь помогает ребятам лучше подготовиться к инсценировке различных литературных произведений, полюбить героев, помочь развить желание и интерес к разыгрыванию разнообразных ролей. Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков(14, с. 670). Для того, чтобы прочитать то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак, что изображает(3, с. 45).

Головоломка ? специально подобранная сложная, трудноразрешимая загадка, задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области. Головоломки -- непростые задачи и чтобы решить их, нужна смекалка. И особые знания высокого уровня вовсе не обязательны. Нужно уметь мыслить логически. По некоторым источникам, кроссворд, ребус, шарада - это разновидность головоломок. Рецепта решения головоломок нет, но общая рекомендация состоит в том, что необходимо мыслить нестандартно.

Кроссворд - это игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры(14, стр.309). Существует множество видов кроссвордов, в дошкольном учреждении чаще всего используются следующие виды:

· Тематический кроссворд - кроссворды, посвященные определенной теме. Такие кроссворды довольно трудно составлять, но обычно приятно решать, особенно если тема кроссворда хорошо вам известна.

· Алфавитные кроссворды ? эти кроссворды характерны тем, что все загаданные слова имеют один общий признак. Например, все слова одинаковой длинны или начинаются с одной и той же буквы.

· Кроссворд с фрагментами ? определения в кроссворде этого типа задаются в виде какого-либо изображения (рисунок, фотография).

· Ребусный кроссворд ? ребусный кроссворд отличается от кроссворда с фрагментами только тем, что в качестве рисунка-определения используется ребус, решив который можно вписать слово в кроссворд.

Игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки способствуют решению следующих задач в развитии детей:

1. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

2. Формирование символической функции сознания;

3. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

4. Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

5. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

Прежде чем использовать данные виды игр важно знать основные закономерности развития интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, чтобы наиболее рационально включить игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды в систему обучения детей.

Возраст после 5 лет - период заметного интеллектуального развития. Основание тому - созревание и функциональное развитие лобных долей мозга. Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать. Большую роль в этом играет речь. Ребенок к 6 годам осваивает все виды речи, в том числе и внутреннюю. Это важное приобретение старшего возраста, которое дает возможность формировать внутренний план действий: планировать, выдвигать гипотезы, предполагать результаты.

К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать. Однако познание ребенком окружающего мира остается преимущественно чувственным. Но и оно качественно меняется. Снижаются пороги восприятия, т.е. повышается чувствительность органов чувств: ребенок лучше различает и дифференцирует звуки, цвета, запахи и другие свойства. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов.

Значительную роль в обследовании объектов восприятия наряду с рукой играет глаз, который к концу старшего дошкольного возраста становится ведущим органом познания.

В этом возрасте так же большую роль играет развитие воображения, создания ребенком собственных замыслов, моделей действия, схем явлений и их детализации. Это очень важно для развития индивидуальности ребенка, гибкости и пластичности его не только мыслительной, познавательной деятельности, но и практической, продуктивной.

У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени. Интересы ребенка становятся относительно устойчивыми. Безусловно, непроизвольная деятельность все еще преобладает и является более продуктивной(21, с. 22). Если сделать деятельность ребенка интересной, увлекательной, то он достигнет очень многого: будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы.

Зная особенности развития детей старшего дошкольного возраста, педагогу будет легче подобрать необходимый материал, который позволит в полной мере реализовать воспитательно-образовательные задачи. Так же важным условием использования игр-загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов является учет индивидуальных особенностей детей, а так же и владение методикой использования данных игр в работе с дошкольниками.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды относятся к игровым и в то же время к проблемно-поисковым методам обучения детей, а старший дошкольный возраст является благоприятным для обучения детей разгадыванию игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок.

Делись добром ;)