Безотметочное оценивание как способ становления учебной самостоятельности младших школьников

курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Целью современного образования является воспитание творчески развитой, активной личности, способной к позитивному преобразованию окружающей действительности. В процессе образования человека важно формировать способность и готовность к оптимальному выбору целей и средств в изменяющейся ситуации, к оценке субъектом реальных возможностей и максимальной активизации по осуществлению сделанного выбора. Ценностные ориентиры личности дадут возможность определения целевой направленности деятельности, а также выбора средств по осуществлению данной цели самостоятельно.

Оцениванию посвящены психологические исследования Л.В. Берцфаи, Д.Н. Богоявленского, В.В. Давыдова, А.В. Захаровой, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.А. Львовского, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, Г.Г. Микулиной, К.Н. Поливановой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, В.Г. Романко, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской. Данные работы направлены на определение путей развития способностей, мотивации, личностных качеств, использование резервных возможностей учащихся.

В современных исследованиях, в том числе диссертационных, оценка и её формализованное выражение - отметка - рассматриваются как формы учёта знаний (И.Ю. Кулагина, Н.Ю. Максимова, Н.Е. Никитина, Н.В. Селезнёв и др.). Лишь некоторые авторы связывают педагогическую диагностику с установлением динамики развития мыслительных операций (С.Ф. Горбов, В.В. Давыдов, Н.Л. Табачникова, Д.Б. Эльконин и др.).

Существуют работы, в которых оценка, помимо определения уровня знаний, способна предоставлять информацию о развитии личностных качеств ребёнка (А.А. Аксёнов, О.В. Груздева, И.П. Колесников, В.И. Новиков и др.).

Личностно-ориентированный подход к оценке предполагает не только её гуманизацию и индивидуализацию, но и особую психологическую и педагогическую роль, ориентирующую ребёнка на саморазвитие и самореализацию. Оценка в личностно-ориентированной парадигме становится значимым компонентом педагогического процесса. Появляясь как результат широкой диагностики индивидуальных качеств и свойств личности и их динамики, оценка и её адекватное выражение должны стать средством индивидуализации педагогического процесса (А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, О.В. Груздева, М.В. Коптева, В.И. Новиков, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.).

В теории и практике педагогического оценивания в начальном образовании возникли следующие противоречия:

· между сложившейся системой балльного оценивания, потребностью ребёнка в отметке и нормативно-правовой базой оценивания в связи с обязательным безотметочным обучением в первом классе школы,

· между развивающим характером содержания образования и традиционной системой оценивания;

· между активной позицией ребёнка и традиционно сложившимися «субъект-объектными» отношениями между учителем и учащимся в деятельности оценивания;

· между методами и приёмами воспитания, используемыми родителями как носителями семейных традиций и педагогами как носителями общественных традиций;

· между пониманием смыслов оценивания учителями начальной школы (оценить общеучебные умения) и учителями среднего звена (оценить умения по «своему» предмету).

Выявленные противоречия помогли сформулировать проблему: в чём сущность, и какими должны быть способы и формы педагогического оценивания, чтобы они были адекватны целям начального образования?

Это обусловило выбор темы исследования: «Безотметочное оценивание как способ становления учебной самостоятельности младших школьников».

Объектом исследования выступает учебная самостоятельность младших школьников.

Предметом способы безотметочного оценивания результатов обучения, направленные на становление учебной самостоятельности учащихся начальных классов.

Цель исследования - определить способы построения безотметочного обучения, опосредующие становление у младших школьников умений самооценивания.

В полном соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования выдвигается гипотеза исследования: учебный процесс в начальной школе необходимо строить с использованием технологии безотметочного обучения, т.к. это способствует становлению у младших школьников умений самооценивания, выступающих основой учебной самостоятельности.

Выдвинутая гипотеза и цель исследования определили следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме становления учебной самостоятельности младших школьников.

2. Проанализировать опыт становления учебной самостоятельности младших школьников посредством безотметочного обучения в современных системах начального образования.

3. Организовать опытно-педагогическую работу, направленную на изучение и развитие самооценочных умений младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика.

База исследования: лицей 57 г. Ростова-на-Дону.

  • Делись добром ;)