Логопедическое сопровождение умственно отсталых дошкольников в разных образовательных системах

дипломная работа

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент проводился в двух детских садах среди детей, посещающих группу кратковременного пребывания и детей, посещающих детский сад полный день с целью выявить речевые нарушения умственно отсталых детей. Обследование проводилось по альбому "Наглядный материал для обследования детей" Е.А. Стребелевой. По данному альбому я выявила особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка, умение строить связные высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение).

При обследовании основное внимание уделялось определению сформированности следующих речевых умений:

- понимание смысловой стороны слов;

- состояние фонематического слуха;

- овладение словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи);

- состояние слоговой структуры слов;

- уровень развития активной речи;

- овладение грамматическим строем речи (построение предложений разных типов, согласование в роде, числе, падеже, понимание смысловых оттенков слова в зависимости от суффикса);

- овладение звуковой структурой слова, правильное звукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса;

- состояние артикуляционного аппарата.

Для обследования дети были разделены на две группы: 1 группа - дети, посещающие детский сад № 24; 2 группа - дети, посещающие группу кратковременного пребывания в детском саду № 53.

Схему протокола обследования речевого развития ребенка 5-6 лет см. в приложении А.

По результатам обследования в первой и второй группе у детей наблюдались: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы; отсутствие связной речи. Дети не могла произносить слова сложной слоговой структуры. Наблюдались ошибки в употреблении множественного числа существительных , в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Для получения дополнительных сведений о детях в детских садах я проводила анкетирование логопеда и родителей (см. приложения Б и В). В анкете для логопеда выявляли следующие показатели: особенности контакта с людьми; эмоционально-волевая сфера; неадекватное поведение; моторика; внимание; реакция на одобрение; реакция на замечание; отношение к неудаче; работоспособность; обучаемость, использование помощи; способы выполнения задания; память; мышление; речь.

В анкете для родителей мы выяснили имена родителей, их возраст на момент рождения ребенка, их образование, место работы, увлечения и хобби. Также узнали состав семей, взаимоотношения внутри с другими детьми, к кому из членов семьи привязан ребенок; были ли патологии беременности, родов; особенности раннего развития ребенка (когда ребенок сел, начал ходить, начал говорить); часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес; условия жизни ребенка (имеется ли отдельная комната); основные виды игр и занятий дома; какими игрушками любит играть ребенок; ведутся ли развивающие занятия дома; как родители называют ребенка, какая мера наказания наиболее действенная; сколько времени ребенок посещает детский сад, как относится к посещению детского сада; какие отношения с детьми, если есть трудности - какие; что беспокоит родителей в ребенке; уровень коммуникативных способностей; и что хотели бы узнать родители или какую помощь хотели бы получить от сотрудников детского или сотрудников других специальных организаций.

По итогам анкетирования логопеда можно сказать, что дети вступают в контакт не сразу; в эмоционально-волевой сфере они пассивны; у части детей наблюдаются колебания настроения; ведущая рука у детей правая, развитие манипулятивной функции рук ограничено. Дети плохо сосредотачиваются, у них низкая концентрация внимания. Реакции на одобрение, замечание адекватная. Неудачу оценивают. У детей наблюдается низкая работоспособность, обучаемость. Память снижена, мышление наглядно-действенное.

По результатам проведенного анкетирования родителей видно, что во всех семьях дети живут с родителями, у мам не наблюдалось патологий беременности. Все дети с отставанием начали сидеть, ходить, говорить. Родители не наказывают детей, а в качестве меры наказания используют запрет. В качестве поощрения хвалят детей, покупают им игрушки, сладости. В качестве пожеланий родители указали желание получать помощь логопеда.

Таким образом, по итогам обследования речи и проведенных анкетирований логопеда и родителей видно, что дети сильно отстают в речевом развитии и поэтому нуждаются в полноценном логопедическом сопровождении, которое осуществлялось бы на базе тех учреждений дошкольных, которые они посещают.

Делись добром ;)