Культура интеллектуального труда студентов

контрольная работа

3. Схема «Самопрезентация студента вуза»

Процесс самопрезентации может быть рассмотрен на трех основополагающих уровнях: мотивационном уровне, уровне целей и уровне используемых средств.

Рассматриваются содержательные особенности каждого из уровней. Так, мотивационный уровень самопрезентации отражает мотивы, на реализацию которых направлена самопрезентация. На содержание мотивационного уровня самопрезентации оказывают влияние, с одной стороны, личностные особенности субъекта (особенности мотивационной сферы, уровень самомониторинга, публичное самосознание и страх негативной оценки). С другой стороны, самопрезентация регулируется такими структурными параметрами ситуации, как важность ситуации для достижения целей субъекта, публичность, зависимость, расхождение между желаемым и существующим имиджем и другими факторами. Уровень цели характеризует тот содержательный образ, который субъект самопрезентации стремится донести до своей аудитории. Самопрезентация как действие всегда осознана субъектом. Основные факторы, определяющие содержание презентируемого образа - это текущая Я-концепция и выпуклые идентичности субъекта, а также актуальные социальные роли и ценности аудитории, перед которой осуществляется самопрезентация.

Инструментальный уровень (уровень средств) характеризует конкретные приемы, используемые субъектом для формирования впечатления о себе. Выбор средств определяется субъектом исходя из конкретных условий, т.е. ситуаций взаимодействия, в которых происходит процесс самопрезентации.

В соответствии с выделенными уровнями рассматриваются три основные единицы анализа процесса самопрезентации: стратегия, тактика и техника самопрезентации. Стратегия самопрезентации соответствует мотивационному уровню и характеризует самопрезентацию как отдельную деятельность. Уровню цели соответствуют тактики самопрезентации, которые отражают конкретные содержательные образы, создаваемые субъектом для формирования определенного впечатления у аудитории. Наиболее мелкой единицей анализа самопрезентации является техника самопрезентации как способ предоставления информации о себе. Техника самопрезентации характеризует самопрезентацию как операцию.

Отмечается, что предложенная схема позволяет обобщить и систематизировать многочисленные классификации стратегий, стилей, способов, тактик и техник самопрезентации, существующие в зарубежной и отечественной социальной психологии, и тем самым устранить многие терминологические неясности, когда в одном и том же исследовании авторы называют исследуемые ими явления сначала тактиками, потом стилями, и, наконец, стратегиями самопрезентации.

Делись добром ;)