Креативность как актуальное качество личности: педагогический аспект
2. Креативность в современном образовании как необходимое качество личности
Креативная педагогика - наука и искусство творческого обучения. Это - разновидность педагогики, противопоставленная таким видам педагогик, как педагогика принуждения, педагогика сотрудничества, критическая педагогика. Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего.
Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Многие педагоги, психологи, ученые считают, что преподавание есть искусство, а не ремесло.
Вполне естественно, что человек. Осуществляющий творческую деятельность, должен быть личностью творческой.
Любая творческая деятельность всегда замыкается на личности, на индивидуально-творческих способностях человека, который её выполняет. Поэтому. Для того чтобы поднять педагогическое ремесло на уровень педагогического искусства, прежде всего, необходимо развить и раскрыть творческий потенциал личности педагога. Творчество, так же как и индивидуальность, не укладывается в рамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность каждого человека. Педагогическое творчество станет подлинным искусством только в том случае, если оно разовьется из глубины внутренних потребностей и индивидуальных способностей личности учителя.
По нашему мнению, источником педагогического творчества, возрастания творческого потенциала педагога может стать так психологическое знание, умение использовать его в каждой конкретной ситуации в работе, общения с каждым конкретным учеником, практическая психология самого педагога.
Движущей силой развития педагогического творчества является самопознание, самореализация, самоутверждение педагога. Ученый-психолог Я. А Пономарев успешно проводил исследования в области творчества. Он разработал схему структурно-уровневой организации психологического механизма творчества и установил три уровня развития творчества: созерцательно-объяснительный, эмпирический и действенный (ум, чувство, практическая деятельность). При этом, по его мнению, чувство не просто звено в цепи, а органическая часть целостной личности, так как без них немыслимо эффективное развитие ума и самой практической деятельности. Оно не просто соединяет ум с практической деятельностью, а придает им энергию действия. Вот поэтому формирование чувств является необходимым условием развитья педагогического творчества. Чувства и эмоции тесно связанны со всеми познавательными процессами, но прежде всего, с ощущениями и восприятиями.
Педагогическое творчество - это процесс проектирования и создания учителем своего опыта, направленного на совершенствования педагогического мастерства.
Специфику креативной педагогики определяет понятие творчества. Можно выделить пять основных групп определений творчества:
1. Творчество как всеобщая форма развития.
2. Творчества как форма труда.
3. Творчество как форма создания нового.
4. Творчество как реализация внутреннего мотива деятельности.
5. Творчество как мировоззрение.
С одной стороны, креативная педагогика должна быть отделена от обучения творчеству как предмету. Так, например, можно обучать даже творчеству совершенно нетворчески, то есть традиционными методами. Креативная педагогика, напротив, может быть применена к любому предмету, будь это математика, физика, языки или экономика. До определенной степени можно сказать, что предмет изучения не имеет значения, а вот методология (тип педагогики) имеет: именно поэтому введение творческих методологий изменяет процесс обучения/изучения. С другой стороны, нужно отделить креативную педагогику от творческого обучения, как такового. Так, например, учитель может быть очень творческим человеком и может быть даже лучшим учителем в школе, но может делать свое дело интуитивно (без знания и без преподавания специальных методов творческого развития), и тогда ученики будут любить и знать его предмет, но это не значит, что они сами станут творческими людьми или начнут творить в этой области знания.
В связи с тем, что большое количество развиваемых современных педагогических технологий декларируемых, как креативные, обладают недостаточными креативными возможностями, разработаны критерии креативности учебных программ, учебников и учебных пособий, одобренные и используемые педагогическим сообществом.
Некоторые из них:
1. Формирование цели обучения как достижения некоторого созидательного результата.
2. Наличие системы учебных проблем, отражающих реальные противоречие науки и практики.
3. Наличие методов и средств, обеспечивающих субъект - субъектные отношения между педагогом и учащимися.
4. Наличие методов, средств и задач по преодолению психологических барьеров мышления.
5. Наличие специальных методов и средств, повышающих мотивации к обучению.
6. Наличие эвристических стратегий, тактик, методов, приемов и задач, предполагающих их использование.
7. Наличие методов, приемов и задач, развивающих ассоциативное мышление.
8. Наличие методов, средств и задач, позволяющих выявлять и использовать аналогии свойств и отношений для технологий, техники, изделий в живой и неживой природе, обществе и технической сфере.
9. Использование функционального подхода при изучении объектов и постановке задач на их совершенствование.
10. Формирование у обучающихся осознания социальной значимости творческой деятельности, потребности в творчестве и осознания себя как субъекта творчества.
11. Наличие методов, средств и задач выявления и формирования у обучающихся скрытых продуктивных знаний.
12. Наличие методов и средств конвергенции (сближения, переноса) знаний между различными предметными областями.
13. Наличие методов и средств контроля и оценивания творческих способностей обучающихся.
14. Наличие методов и средств развития у обучающихся абстрактного мышления.
15. Наличие методов, примеров и заданий для формирования у обучающихся метафорического мышления, развивающего способность распознавать сходство и различие между объектами.
16. Наличие методов и средств выбора и/или генерации новых потребностей человека при совершенствовании или создании новых поколений технологий, техники, изделий.
17. Наличие методов и средств выбора и/или генерации новых потребительских свойств технологий, техники, изделий.
18. Наличие методов и средств последовательного моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности обучающего (элементы контекстного обучения).
19. Использование элементов деловой игры.
20. Наличие методов и средств генерации творческих задач.
21. Наличие методов и средств для уменьшения иили нивелирования ригидности и конформизма обучающихся.
22. Наличие методов и средств оценки полученных творческих решений.
23. Использование способов психофизиологической активации творческой деятельности.
24. Наличие примеров работы ("секретов творчества") великих творцов в технике, науке, образовании, искусстве.
25. Представление в учебных материалах законов и закономерностей развития технологий, техники и изделий, а также указаний и примеров их использования для качественного совершенствования и или разработки новых поколений технологий, техники, изделий.
26. Наличие методов и средств для реализации базового принципа эвристики.
27. Использование методов и средств для формирования у обучающихся чувства красоты и гармонии в технике, природе, искусстве, науке.
28. Наличие методов и средств формирования у обучающихся оптимизма, умения предотвращать фрустрации, защищаться от "краха последней надежды".
Для достижения эффекта креативной ориентации необходимо:
1. Создать в учебном процессе фон центробежного, открытого, надкритического (допускающего только доброжелательную, развивающую критику) взаимодействия, способствующего раскрытию и развитию творческих способностей учащихся;
2. Реорганизовать учебный процесс, в ходе которого учащийся становится создателем, а основной ученый материал - средством достижения созидательной цели;
3. Ввести дополнительный учебный материал, включающий эвристические стратегии, тактики, методы и прием, позволяющие учащемуся резко повысить эффективность творческой деятельности.
Рассмотрев такие понятия как: "креативное образование" и "креативная педагогика" можно сделать вывод, что современное педагогическое сообщество видит острую необходимость в создании методик и программ, направленных на развитие творческих и креативных способностей учащихся, но в то же время ученные понимают, что реализация разработанных программ не возможна в полном объеме если педагоги не обладают развитым творческим потенциалом и как следствие не способны развить данные качества у учащихся.