Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом
II.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Изучив медицинскую, педагогическую и логопедическую документацию на данную группу детей мы выявили, что причиной нарушений речи у них является - детский церебральный паралич. Состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей экспериментальной группы различно.
Мы определили 4- уровневую систему оценивания состояния фонетико- фонематической стороны речи: с этой целью уровни стартовых характеристик (тот уровень, на котором находится ребёнок во время первичного обследования) оценивались как:
1-й уровень - низкий - 1-12 баллов.
2-й уровень - средний - 13-25 баллов.
3-й уровень - хороший - 26-33 баллов.
4-й уровень - высокий (соответствует возрастным нормам) - 34 - 45 баллов
Обследовав моторику детей по вышеизложенной методике, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1.
Состояние моторных функций детей экспериментальной группы.
"right">Таблица 1.
Имя |
Мелкая моторика |
Мимическая моторика |
Артикуляционная моторика. |
Общий балл |
|
Женя |
2 |
5 |
3 |
10 |
|
Кирилл |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
Костя |
1 |
4 |
3 |
8 |
|
Саша |
2 |
5 |
4 |
11 |
|
Ильяс |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
П. Кирилл |
1 |
2 |
4 |
7 |
|
Т. Ваня. |
1 |
5 |
4 |
10 |
|
Кристина |
1 |
5 |
3 |
9 |
|
Евгения |
1 |
5 |
3 |
9 |
|
Настя |
2 |
5 |
4 |
11 |
|
Эталон |
5 |
5 |
5 |
15 |
Таким образом, мы пришли к выводу что мелкая, мимическая и артикуляционная моторика у всех детей различна у всех детей экспериментальной группы.ССррррры.сьзастены.ой илисех детей.
Мелкая моторика.
Настя, Саша, Женя могут показать второй и третий пальцы, второй и пятый, сначала на правой, а затем на левой руке. Затрудняются в выполнении заданий на обеих руках одновременно. Движения замедленные, не точные. У остальных детей тонкая моторика не развита. Самостоятельно предложенные задания не выполняют.
Мимическая моторика.
У Ильяса и Кирилла лицо амимично.
У Кости затруднено поднимание бровей вместе и поочередно.
Артикуляционная моторика.
П. Кирилл, С.Саша, Настя отмечается снижение способности к переключению и удержанию позы. Объем движений не полный. Движения выполняют, но ослаблен тонус.
Ваня, Костя, Евгения, Г.Женя, Кристина: артикуляционные движения выполняют, но движения замедленные, напряженные. Отмечается небольшой тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, саливация. Объем движений не полный.
К.Кирилл и Ильяс затрудняются в выполнении артикуляционных движений и при удержании позы, саливация.
Обследовав состояние звукопроизношения и фонетико - фонематической стороны речи, мы получили следующие результаты, наглядно представленные в таблице 2.
Состояние моторных и фонетико - фонематических функций у детей экспериментальной группы.
"right">Таблица 2.
Имя, ф. |
Мотто рика |
звукопро изно шение |
Просодии ческих компонен тов речи |
Состояние фонематических функций в баллах: |
Дыха ния |
Общий Балл. |
|||
Фонем. воспр. |
Фонем. анализ. |
Фонем. синтез |
|||||||
Женя |
10 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
27 |
|
К. Кирилл |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
11 |
|
Костя |
8 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
24 |
|
Настя |
11 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
31 |
|
Ильяс |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
11 |
|
Саша |
7 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
25 |
|
П. Кирилл. |
10 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
29 |
|
Т. Ваня. |
9 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
28 |
|
П. Кристина |
9 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
23 |
|
М. Евгения |
11 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
23 |
|
Эталон |
15 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
45 |
Рассмотрим более подробно состояние звукопроизношения:
Ильяс:
[а] - -при произнесении этого звука язык оттянут кзади ,произносится как звук заднего ряда.
[о] - -наблюдается отсутствие лабиализации.
[у]- - -звук произносится с носовой утечкой воздуха.
[э] - -при произнесении этого звука наблюдается перемещении, произносится как звук среднего ряда.
[ш], [щ] - -[н],
[с] - -[н], [з]- - [н], [з] - -[н], [ж] - -[н] носовой парасигматизм.
Звуков [ц], [ч] нет изолированно и в словах.
[л] - [л]- - ламбдацизм.
[р] - [р]- - ротацизм.
Костя
[с]- - боковой сигматизм.
[з] - -[ж]- - правосторонний боковой парасигматизм
[ш] - -[с]- - правосторонний боковой парасигматизм.
[ц] - -правосторонний боковой сигматизм.
[ч]- - -правосторонний боковой сигматизм.
[л], [л] - -ламбдацизм.
[р], [р] - ротацизм.
Настя
Гласные звуки изолированно и в словах произносятся в норме.
Звуки [с], [з],[ж]- - произносятся на нижнем подъёме кончика языка. Воздушная струя распадается за счёт прогнатии.
Саша
Гласные звуки произносит в норме.
[л]- - пропуск, ламбдацизм.
[р] - - ротацизм.
Женя
[с] - [щ], [с] - [щ] - шипящий парасигматизм.
[з] - [з] - смягчение
[ц] - [т] - призубный парасигматизм
[ш] - [щ] - смягчение
[ж] - [з] - шипящий парасигматизм.
[л] - [j], [л] - [j] - параламбдацизм.
[р] - пропуск - ротацизм.
[р] - пропуск - ротацизм.
Кирилл
[a]-, [о]-, [у]-, [э]-, [ы]- - звуки произносятся с носовой утечкой воздуха.
[ш], [щ], [с] - -[х]- - искажение, увелярный глухой звук ,при произнесении которого корень языка поднимается к мягкому нёбу, образуя щель, голосовые складки разомкнуты.
Звуков [з], [ж], [ц], [ч] в речи нет.
[х]- - при правильном положении языка наблюдается носовая утечка воздуха.
Звуки [м], [н] произносятся с носовым оттенком.
Звуков [л], [л] в речи нет - -ламбдацизм.
Звуков [р], [р] - ротацизм.
П. Кирилл.
Гласные звуки произносит в норме.
Согласные:
[P]- [j] - Параротацизм.
[P]- [ j ] - Параротацизм.
[Л]- [ j] - Параламбдацизм.
[Л] - [ j] - Параламбдацизм.
Т Ваня.
Гласные звуки произносит в норме.
Согласные:
[C] - презубный сигматизм.
[С] - презубный сигматизм.
[З] - презубный сигматизм.
[р] - пропуск - ротацизм.
[З] - ламбдацизм.
П. Кристина.
Гласные звуки изолированно и в словах произносит в норме.
Согласные:
[Л]-[Л] - ламбдацизм.
[P]- [P] - ротацизм.
[З]-[ С], [ Ш]-[ Щ], [ Ж] - межзубный сигматизм.
М. Евгения.
Гласные звуки изолированно и в словах произносит в норме.
Согласные:
[Л], [Л] - ламбдацизм.
[P], [P] - ротацизм.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
У М. Евгении, П. Кирилла, Саши заменяются 1 группа звуков (саноры).
У Т. Вани заменяются 2 группы звуков (свистящие, саноры)
У Кости, Кристины и Жени нарушение в 3 - Х. группах звуков (свистящие, шипящие, саноры)
У К. Кирилла, Ильяса нарушение всех групп согласных и гласных звуков.
Состояния фонематических функций.
У детей данной экспериментальной группы фонематические функции не сформированы в полном объёме.
При оценке фонематического восприятия Настя, Саша, Костя, Ваня, П. Кирилл дали правильный ответ со 2 попытки.
П. Кристина, М. Евгения - дали правильный ответ с 3 попытки.
У Ильяса и Кирилла с заданиями не справились.
При оценке фонемного анализа и синтеза также Настя, Саша, Костя, Женя, Ваня, П. Кирилл дали правильный ответ с 3 попытки.
П. Кристина, М. Евгений дали правильный ответ со 4 попытки.
Ильяс и Кирилл с заданиями не справились.
Состояние просодики:
Настя, Саша, М. Евгений, П. Кирилл, Т. Ваня воспроизводят мелодико- просодико- интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 2-3 ошибки .
Костя, Кристина при воспроизведении предложенных предложений допустили более 3 ошибок.
Ильяс, Кирилл - с заданиями не справились.
Состояние дыхания:
К. Кирилл, Ильяс - дыхание нарушено: расстройство глубины дыхания (дыхание поверхностное), расстройство ритма дыхания (в момент речи дыхание учащается, после произнесенного слова - небольшой судорожный вдох). Короткий вдох, непродолжительный выдох.
У остальных детей дыхание близко к норме, но практически у всех дыхание поверхностное, укорочен вдох и выдох.
Таким образом, можно сделать вывод, что у всех детей нарушена фонетико - фонематическая сторона речи в разной степени тяжести.
На основании этого мы поделили детей на группы с учётом разной степени тяжести проявления фонетико- фонематического недоразвития речи.
Выводы по 2 главе:
Мы изучили состояние фонетико - фонематических функций (состояние звукопроизношения, состояние просодических компонентов речи, состояние фонематических процессов), состояние моторных функций (артикуляционная моторика, мимическая моторика, пальчиковая моторика) у дошкольников с детским церебральным параличом и проанализировали полученные данные.