Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом

дипломная работа

II.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Изучив медицинскую, педагогическую и логопедическую документацию на данную группу детей мы выявили, что причиной нарушений речи у них является - детский церебральный паралич. Состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей экспериментальной группы различно.

Мы определили 4- уровневую систему оценивания состояния фонетико- фонематической стороны речи: с этой целью уровни стартовых характеристик (тот уровень, на котором находится ребёнок во время первичного обследования) оценивались как:

1-й уровень - низкий - 1-12 баллов.

2-й уровень - средний - 13-25 баллов.

3-й уровень - хороший - 26-33 баллов.

4-й уровень - высокий (соответствует возрастным нормам) - 34 - 45 баллов

Обследовав моторику детей по вышеизложенной методике, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1.

Состояние моторных функций детей экспериментальной группы.

"right">Таблица 1.

Имя

Мелкая моторика

Мимическая моторика

Артикуляционная моторика.

Общий балл

Женя

2

5

3

10

Кирилл

1

1

2

4

Костя

1

4

3

8

Саша

2

5

4

11

Ильяс

1

1

2

4

П. Кирилл

1

2

4

7

Т. Ваня.

1

5

4

10

Кристина

1

5

3

9

Евгения

1

5

3

9

Настя

2

5

4

11

Эталон

5

5

5

15

Таким образом, мы пришли к выводу что мелкая, мимическая и артикуляционная моторика у всех детей различна у всех детей экспериментальной группы.ССррррры.сьзастены.ой илисех детей.

Мелкая моторика.

Настя, Саша, Женя могут показать второй и третий пальцы, второй и пятый, сначала на правой, а затем на левой руке. Затрудняются в выполнении заданий на обеих руках одновременно. Движения замедленные, не точные. У остальных детей тонкая моторика не развита. Самостоятельно предложенные задания не выполняют.

Мимическая моторика.

У Ильяса и Кирилла лицо амимично.

У Кости затруднено поднимание бровей вместе и поочередно.

Артикуляционная моторика.

П. Кирилл, С.Саша, Настя отмечается снижение способности к переключению и удержанию позы. Объем движений не полный. Движения выполняют, но ослаблен тонус.

Ваня, Костя, Евгения, Г.Женя, Кристина: артикуляционные движения выполняют, но движения замедленные, напряженные. Отмечается небольшой тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, саливация. Объем движений не полный.

К.Кирилл и Ильяс затрудняются в выполнении артикуляционных движений и при удержании позы, саливация.

Обследовав состояние звукопроизношения и фонетико - фонематической стороны речи, мы получили следующие результаты, наглядно представленные в таблице 2.

Состояние моторных и фонетико - фонематических функций у детей экспериментальной группы.

"right">Таблица 2.

Имя, ф.

Мотто

рика

звукопро

изно

шение

Просодии

ческих

компонен

тов

речи

Состояние

фонематических

функций в баллах:

Дыха

ния

Общий

Балл.

Фонем.

воспр.

Фонем.

анализ.

Фонем. синтез

Женя

10

2

2

4

3

3

3

27

К. Кирилл

4

1

1

1

1

1

2

11

Костя

8

2

2

4

3

3

3

24

Настя

11

4

3

4

3

3

3

31

Ильяс

4

1

1

1

1

1

2

11

Саша

7

3

3

4

3

3

3

25

П. Кирилл.

10

3

3

4

3

3

3

29

Т. Ваня.

9

3

3

4

3

3

3

28

П. Кристина

9

2

2

3

2

2

3

23

М. Евгения

11

3

3

3

2

2

3

23

Эталон

15

5

5

5

5

5

5

45

Рассмотрим более подробно состояние звукопроизношения:

Ильяс:

[а] - -при произнесении этого звука язык оттянут кзади ,произносится как звук заднего ряда.

[о] - -наблюдается отсутствие лабиализации.

[у]- - -звук произносится с носовой утечкой воздуха.

[э] - -при произнесении этого звука наблюдается перемещении, произносится как звук среднего ряда.

[ш], [щ] - -[н],

[с] - -[н], [з]- - [н], [з] - -[н], [ж] - -[н] носовой парасигматизм.

Звуков [ц], [ч] нет изолированно и в словах.

[л] - [л]- - ламбдацизм.

[р] - [р]- - ротацизм.

Костя

[с]- - боковой сигматизм.

[з] - -[ж]- - правосторонний боковой парасигматизм

[ш] - -[с]- - правосторонний боковой парасигматизм.

[ц] - -правосторонний боковой сигматизм.

[ч]- - -правосторонний боковой сигматизм.

[л], [л] - -ламбдацизм.

[р], [р] - ротацизм.

Настя

Гласные звуки изолированно и в словах произносятся в норме.

Звуки [с], [з],[ж]- - произносятся на нижнем подъёме кончика языка. Воздушная струя распадается за счёт прогнатии.

Саша

Гласные звуки произносит в норме.

[л]- - пропуск, ламбдацизм.

[р] - - ротацизм.

Женя

[с] - [щ], [с] - [щ] - шипящий парасигматизм.

[з] - [з] - смягчение

[ц] - [т] - призубный парасигматизм

[ш] - [щ] - смягчение

[ж] - [з] - шипящий парасигматизм.

[л] - [j], [л] - [j] - параламбдацизм.

[р] - пропуск - ротацизм.

[р] - пропуск - ротацизм.

Кирилл

[a]-, [о]-, [у]-, [э]-, [ы]- - звуки произносятся с носовой утечкой воздуха.

[ш], [щ], [с] - -[х]- - искажение, увелярный глухой звук ,при произнесении которого корень языка поднимается к мягкому нёбу, образуя щель, голосовые складки разомкнуты.

Звуков [з], [ж], [ц], [ч] в речи нет.

[х]- - при правильном положении языка наблюдается носовая утечка воздуха.

Звуки [м], [н] произносятся с носовым оттенком.

Звуков [л], [л] в речи нет - -ламбдацизм.

Звуков [р], [р] - ротацизм.

П. Кирилл.

Гласные звуки произносит в норме.

Согласные:

[P]- [j] - Параротацизм.

[P]- [ j ] - Параротацизм.

[Л]- [ j] - Параламбдацизм.

[Л] - [ j] - Параламбдацизм.

Т Ваня.

Гласные звуки произносит в норме.

Согласные:

[C] - презубный сигматизм.

[С] - презубный сигматизм.

[З] - презубный сигматизм.

[р] - пропуск - ротацизм.

[З] - ламбдацизм.

П. Кристина.

Гласные звуки изолированно и в словах произносит в норме.

Согласные:

[Л]-[Л] - ламбдацизм.

[P]- [P] - ротацизм.

[З]-[ С], [ Ш]-[ Щ], [ Ж] - межзубный сигматизм.

М. Евгения.

Гласные звуки изолированно и в словах произносит в норме.

Согласные:

[Л], [Л] - ламбдацизм.

[P], [P] - ротацизм.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

У М. Евгении, П. Кирилла, Саши заменяются 1 группа звуков (саноры).

У Т. Вани заменяются 2 группы звуков (свистящие, саноры)

У Кости, Кристины и Жени нарушение в 3 - Х. группах звуков (свистящие, шипящие, саноры)

У К. Кирилла, Ильяса нарушение всех групп согласных и гласных звуков.

Состояния фонематических функций.

У детей данной экспериментальной группы фонематические функции не сформированы в полном объёме.

При оценке фонематического восприятия Настя, Саша, Костя, Ваня, П. Кирилл дали правильный ответ со 2 попытки.

П. Кристина, М. Евгения - дали правильный ответ с 3 попытки.

У Ильяса и Кирилла с заданиями не справились.

При оценке фонемного анализа и синтеза также Настя, Саша, Костя, Женя, Ваня, П. Кирилл дали правильный ответ с 3 попытки.

П. Кристина, М. Евгений дали правильный ответ со 4 попытки.

Ильяс и Кирилл с заданиями не справились.

Состояние просодики:

Настя, Саша, М. Евгений, П. Кирилл, Т. Ваня воспроизводят мелодико- просодико- интонационную сторону речи по показу, допуская при этом 2-3 ошибки .

Костя, Кристина при воспроизведении предложенных предложений допустили более 3 ошибок.

Ильяс, Кирилл - с заданиями не справились.

Состояние дыхания:

К. Кирилл, Ильяс - дыхание нарушено: расстройство глубины дыхания (дыхание поверхностное), расстройство ритма дыхания (в момент речи дыхание учащается, после произнесенного слова - небольшой судорожный вдох). Короткий вдох, непродолжительный выдох.

У остальных детей дыхание близко к норме, но практически у всех дыхание поверхностное, укорочен вдох и выдох.

Таким образом, можно сделать вывод, что у всех детей нарушена фонетико - фонематическая сторона речи в разной степени тяжести.

На основании этого мы поделили детей на группы с учётом разной степени тяжести проявления фонетико- фонематического недоразвития речи.

Выводы по 2 главе:

Мы изучили состояние фонетико - фонематических функций (состояние звукопроизношения, состояние просодических компонентов речи, состояние фонематических процессов), состояние моторных функций (артикуляционная моторика, мимическая моторика, пальчиковая моторика) у дошкольников с детским церебральным параличом и проанализировали полученные данные.

Делись добром ;)