Коммуникативный аспект педагогической деятельности

курсовая работа

2.3 Валидизация методов исследования

Деятельность учителей осуществляется с помощью общения, которое разными учителями осуществляется по-разному. А.Г. Исмагилова выделяет два стиля педагогического общения. В первом, условно обозначенном А, преобладают организационные и дидактические цели, организующие и коррегирующие действия, прямые обращения; во втором (Б) - преобладают дидактические цели, оценочные, контролирующие и стимулирующие действия и косвенные обращения.

Стиль А характерен для учителей с сильной и лабильной нервной системой, эмоционально неустойчивых. Стиль Б более соответствует учителям с сильной и инертной нервной системой, эмоционально устойчивым.

Р.П. Козловой показано, что те лица, которые имеют трудности общения, отличаются по взаимосвязям между личностными характеристиками от тех, кто таких трудностей не испытывает. Первые отличаются властностью, неразговорчивостью, низким самомнением и т.п., Вторые - социальной пластичностью, настойчивостью, спокойствием, эмоциональной устойчивостью и другими качествами.

Н.И. Петрова, изучая связь стилей деятельности учителей с типологическими особенностями нервной системы, пришла к выводу, что эта зависимость в большей мере характерна для студентов - будущих учителей и учителей с невысоким уровнем мастерства.

В работе А.А. Коротаева и Т.С. Тамбовцевой показана роль экстраверсии-интроверсии в использовании учителями-мастерами разных приёмов педагогического общения.

Для учителей-экстравертов характерными приёмами были: обращение к учащимся на «Ты», по дружески, тепло; выражение уверенности в успехе учащегося, тёплый тон обращения, использование юмора, шуток; часто одобряют ответы и действия учащихся, предупреждения и замечания делают в мягкой форме, в конфликтной ситуации ограничиваются мягкими упреками.

Для учителей-интровертов более характерным было использование следующих приёмов общения: обращаются к учащимся на «Вы», но холодно, держат дистанцию; часто проявляют раздраженный тон общения, чаще порицают учащихся, чем хвалят их; проявляют строгость в обращении к учащимся, недовольство выражают в гневной форме, используют нелестные для учащихся эпитеты, замечания и предупреждения делают в жесткой форме. Из этих данных следует, что учителя-интроверты более склонны к авторитарному стилю общения и руководства.

В.Н. Келасьев обнаружил различие в поведении мастеров профтехучилищ в зависимости от экстраверсии - интроверсии. Экстраверт применяет прямой, непосредственный контроль за деятельностью и поведением учащихся, группа все время подвергается активному воздействию с его стороны. Основой такого рода управления является высокая потребность в общении и двигательной активности мастера. У интровертов момент непосредственного взаимодействия ниже, но конечных результатов они достигают тех же. Причина этого состоит в том, что мастера-интроверты более тщательно планируют организацию учебного процесса и воспитательных воздействий, уделяют большее внимание воздействию на учащихся разными опосредованными методами.

Им показано также, что учителя с высокой тревожностью проявляют большую отзывчивость к потребностям и интересам учащихся.

Обобщая ряд работ о выраженности того или иного стиля деятельности у учителей с разными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы, можно выделить стили, характеризующие подготовку к уроку, стили побуждения учащихся к учению, стили подачи учебного материала, стили руководства, стили оценивания знаний и т.д.

Учителя с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов меньше времени уделяют предварительным пояснениям и созданию ориентировочной основы деятельности, часто пояснения дают по ходу выполнения задания. Учебный материал излагается более живо, эмоционально. Однако недостатками этого стиля являются импульсивность поведения учителя, нетерпеливость, порой торопливость. Все это компенсируется гибким использованием разнообразных педагогических воздействий и приемов, способностью учителя с ходу мобилизовать свои знания и умения, оперативно обдумывать складывающуюся ситуацию и творчески ее решать, т.е. мобильностью и активностью учителя.

Часто у учителей встречается смешанный стиль подготовки и проведения урока, так как у них имеются типологические особенности, с одной стороны, обуславливающие склонность к одному стилю деятельности, а с другой стороны - обуславливающие склонность к другому стилю деятельности (например, сочетание слабой нервной системы с инертностью нервных процессов или средняя выраженность того и другого свойства).

В некоторой степени обобщёнными стилями деятельности учителей, характеризующими подготовку и проведение урока, являются стили, выделенные Н.И. Петровой и З.Н. Вяткиной: организационно-коммуникативный, конструктивно-организационный и конструктивно-коммуникативный стили.

Делись добром ;)