5.2 Принцип природосообразности воспитания
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Коменский помышлял о создании “всеобщего естественного метода”, который вытекает из “природы вещей и основывается, по его словам, “на самой человеческой природе”. Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. Например, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, с целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон, Коменский говорил, что природа все начинает с самого общего и кончает частным: так, при образовании из яйца птицы сначала возникает общее ее очертание и только затем постепенно развиваются отдельные члены. Подобно этому, по словам Коменского, действует и художник, который сначала делает общий набросок изображаемого предмета, а потом уже вырисовывает отдельные его части.
Но следует иметь в виду, что частые ссылки на природу и деятельность людей были у Коменского лишь своеобразным приемом для подтверждения правильности его педагогических положений. Подобные примеры помогали ему обосновать его собственный богатый педагогический опыт и современную ему передовую педагогическую практику.
Коменский глубоко проникал в природу процесса обучения. В противовес схоластической школе, которая не считалась с психикой детей, он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. “Мы,-- говорил он,-- решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей”.
Но понимание Коменским принципа природосообразности воспитания было исторически ограниченным: в то время он не мог еще понять своеобразия развития человека как существа общественного и ошибочно полагал, что это развитие определяется только естественными законами.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
- 1.1 Воспитание детей в Спарте
- 1.2 Воспитание и школа в Афинах
- 1.3 Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме
- 2. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ
- 2.1 Педагогические взгляды Демокрита
- 2.2 Педагогические идеи Платона
- 2.3 Педагогическая теория Аристотеля
- 2.4 Педагогические взгляды Квинтилиана
- 3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СРЕДНИЕ ВЕКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
- 4. ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- 5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
- 5.1 О роли воспитания, его целях и задачах
- 5.2 Принцип природосообразности воспитания
- 5.3 Всеобщее обучение
- 5.4 Система школ. Содержание образования
- 5.5 Дидактические требования
- 5.6 Учение Коменского о материнской школе
- Раздел «история образования и педагогической мысли»
- Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры.
- История образования и педагогической мысли
- 2. История образования и педагогической мысли
- Требования к экзамену по разделу «История образования и педагогической мысли»
- Тема 5. История образования и педагогической мысли в Чувашии
- 5. История педагогической мысли и просвещения казахстана
- История образования и педагогической мысли пояснительная записка
- Опд. Ф. 01. История образования и педагогической мысли