2.1 Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству, «Первый энциклопедический ум среди греков» - так назвал его К. Маркс.
Мысли Демокрита о воспитании имеют важное значение в истории педагогических идей. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Он считал, что мир материален, состоит из атомов, отличающихся друг от друга по форме, порядку и положению. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов. Душа также состоит из атомов и есть их временное соединение. Демокрит отвергал бессмертие души, чем подрывал устои обычных религиозных представлений: греческие боги лишались сверхъестественных свойств и силы.
Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение. Вот фрагменты из сочинений философа на эту тему: “Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться”, “Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы”, “Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа”.
Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых. (“Благомыслие отца -- лучшее наставление детям”), словесному воздействию, воспитанию “убеждением и “доводами”, приучению к труду, без которого дети не могут “обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике... ни способности стыдиться”. Идеолог рабовладельческой демократии, он нравственным считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.
В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет.
Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения (“темное познание”), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания. Демокрит высказался за развитие ума выразительными словами: “Многие многознайки не имеют ума”.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
- 1.1 Воспитание детей в Спарте
- 1.2 Воспитание и школа в Афинах
- 1.3 Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме
- 2. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ
- 2.1 Педагогические взгляды Демокрита
- 2.2 Педагогические идеи Платона
- 2.3 Педагогическая теория Аристотеля
- 2.4 Педагогические взгляды Квинтилиана
- 3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СРЕДНИЕ ВЕКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
- 4. ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- 5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
- 5.1 О роли воспитания, его целях и задачах
- 5.2 Принцип природосообразности воспитания
- 5.3 Всеобщее обучение
- 5.4 Система школ. Содержание образования
- 5.5 Дидактические требования
- 5.6 Учение Коменского о материнской школе
- Раздел «история образования и педагогической мысли»
- Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры.
- История образования и педагогической мысли
- 2. История образования и педагогической мысли
- Требования к экзамену по разделу «История образования и педагогической мысли»
- Тема 5. История образования и педагогической мысли в Чувашии
- 5. История педагогической мысли и просвещения казахстана
- История образования и педагогической мысли пояснительная записка
- Опд. Ф. 01. История образования и педагогической мысли