Использование элементов психологической диагностики в профильной подготовке школьников

курсовая работа

1.4. Учет возрастных особенностей школьников 10-11 классов при осуществлении психодиагностики

В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подросток начинает чувствовать себя взрослым и имеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими. В поведении и деятельности подростка проявляются такие виды взрослости, как: подражание внешним признакам взрослого, равнение подростков на качества "настоящего" мужчины, женщины, интеллектуальная взрослость, социальная зрелостью. И именно она имеет наибольшее значение
для формирования готовности к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению.

Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Мальчики стремятся овладеть различными взрослыми умениями: слесарничать, столярничать, а девочки - шить, готовить, вязать. То есть детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление сделать что-то своими руками, повышенная сознательность и первые мечты о будущей профессии. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах, их источниками могут стать учителя, родители, сверстники. Но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении, в труде, в самооценке личности. И это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые, в основном, включен подросток. Именно в школе подросток, наряду с программой обучения осваивает программу социализации, обусловленную характером межличностных взаимоотношений, складывающихся в процессе учебной и трудовой деятельности. Благодаря ней формируется эмоциональная и социальная жизнь подростка, его представления о себе и о том, что думают о нем другие.

Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют:

* развитость потребностей, так как это главный источник активности человека, и они лежат в основе направленности личности;

* нравственные установки;

* ценностные ориентации;

* самосознание;

* становление и развитие интересов и способностей, то есть потребности в определенных знаниях, видах деятельности и индивидуальных психологических особенностей личности.

В связи с этим понятие “готовность к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению” трактуется как интегративное (или обещающее) качество личности, включающее знания, умения, навыки на конкретные действия. Это понятие связано с возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся, их индивидуальными качествами. Для характеристики готовности к трудовой деятельности приняты следующие единые критерии:

- критерий информированности;

- критерий мотивационно-потребностный;

- критерий деятельностно-практический.

Основная задача учителя и всего учебного процесса в целом, состоит в том, чтобы ученик соответствовал этим критериям.

1. Критерий информированности - предполагает знание учащимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений,
восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.

2. Критерий мотивационно-потребностный - предполагает освоение учащимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением.

3. Критерий деятельностно-практический - предполагает овладение учащимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и
профессионального обучения.

Вышеперечисленные критерии служат ориентиром и учителям и ученикам. Зная эти критерии, учителя в своей педагогической деятельности формируют у учащихся те качества личности, которые помогут им выбрать профессию и определиться в жизни. Учащимся же любого возраста,
а учащимся 11-го класса особенно, знание этих критериев дает возможность иметь представление о самом себе, своих умениях, интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.

По результатам изучения психологической стороны готовности учащихся к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению, их индивидуальных особенностей и качеств личности, можно сказать, что большинство учащихся проявляют личную направленность, то есть направленность на себя. Это говорит о том, что подростки изучают и сравнивают себя с другими людьми, сверстниками, взрослыми. Также многие учащиеся направлены на коллектив, что объясняется характерной для этого возраста потребностью в общении и самоутверждении в коллективе своих сверстников. Очевидна неуверенность большинства учащихся в своих силах и, в то же время, явно завышенный уровень притязаний в планируемой деятельности, в намерениях достигнуть чего-либо, так как подросток не знает меры своих сил, которые еще недостаточно крепки, чтобы быть взрослым, чтобы осуществлять свои далеко идущие планы. В этом и состоит внутренняя противоречивость подросткового возраста. Подросток, как формирующаяся личность испытывает двойственность: с одной стороны, он изучает себя, свой устанавливающийся внутренний мир, отмечает рост физических и духовных сил, а с другой - испытывает определенную неуверенность в себе и в своих силах, ему еще не хватает целеустремленности в реализации своих способностей.

1.5. Выводы

В первой главе нашего исследования мы рассмотрели вопросы формирования психолого-педагогических проблем политехнического образования в курсе обучения технологии, выявили сущность понятий «политехнические основы» и «технологическая подготовка», разобрали и привели к общему знаменателю характеристику политехнических основ, а так же рассмотрели вопросы использования политехнических основ в технологии. Для полного рассмотрения проблемы, мы решили взять для примера применения политехнических основ в курсе обучения технологии учащихся 11 классов, и изучили их возрастные психолого-педагогические особенности.

2. Разработка элементов психологической диагностики в профильной подготовке школьников

2.1. Роль и место раздела в профильной подготовке школьников

Раздел "Информационные технологии" включен в образовательную область "Технология" не случайно. Понятия "информация" и "технология" являются неотъемлемой частью современной жизни.

Информация - это не только сведения, передаваемые одними людьми другим, но и сам процесс передачи или получения этих сведений. Под информационными технологиями понимаются современные виды информационного обслуживания различных сфер человеческой деятельности, организованные на базе компьютерной техники и средств связи. В образовании информационные технологии часто отождествляются с технологиями изучения и применения компьютерной техники в решении образовательных задач.

Раздел "Информационные технологии" предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования ПЭВМ для решения практических задач, т.е. овладение компьютерной грамотностью, включающей умения подготовки и редактирования текстов, чертежей, рисунков, выполнение простейших расчетов и поиска информации. Изучение информационных технологий не ставит целью овладение навыками программирования, формирование которых возлагается на другой школьный предмет "Основы информатики и вычислительной техники".

Программа раздела ориентирована в достаточно большой степени на существующие в настоящий момент типы универсальных пользовательских программ - текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных.

В ходе изучения раздела учащиеся знакомятся с понятием информации, источниками, видами информации, ее ролью в современном мире, способами получения, передачи, хранения и использования с помощью ПЭВМ, использования ПЭВМ в системах управления (роботами, станками с программным управлением и т. п.) и освоения высоких технологий.[7]

В процессе освоения информационных технологий учащиеся приобретают навыки освоения прикладного программного обеспечения и аппаратных средств современных ПЭВМ, набора и редактирования текста, деловой переписки, работы с графическим редактором, с базами данных, навыки освоения бухгалтерских операций, компьютерного делопроизводства.

Часть тем носит ознакомительный, информативный характер. Желательно, чтобы по этим темам учащиеся подготавливали рефераты, тезисы или иллюстрации, используя компьютер.

К изучению раздела «Информационные технологии» привлекаются учащиеся со II по XI класс.

Во II классе происходит знакомство учащихся с понятием об основных источниках информации (телефон, телевизор, проигрыватель, книга и т. д.), а также с возможностью использования информации в виде радиосигналов для простейшего управления. В качестве объектов управления можно использовать радиоуправляемые игрушки. Происходит знакомство с ПЭВМ на уровне освоения клавиатуры как средства ввода информации в ПЭВМ и управления простейшими объектами на экране монитора. Знакомство с компьютером и приобретение простейших навыков общения с ним происходит посредством развивающих и дидактических игр. Для желающих (или наиболее подготовленных школьников) возможно знакомство с текстовым или графическим редактором. В результате учащиеся получают представление об источниках информации и элементарные понятия об управлении ПЭВМ. Они учатся обращаться с радиоуправляемыми игрушками, с клавиатурой ПЭВМ, воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора в процессе игры.

В V классе учащиеся знакомятся с использованием ПЭВМ как инструмента для представления информации в текстовом и графическом виде, ее редактирования, хранения и получения твердых копий этой информации. Они учатся работать с текстовым и графическим редакторами, а также использовать ПЭВМ в режиме калькулятора.

В VIII классе школьникам предлагается ролевая, частично имитационная игра в «предприятие» с использованием компьютера на основе всех навыков и умений, полученных к этому моменту при изучении разделов образовательной области «Технология». В зависимости от возможностей конкретной школы и фантазии преподавателя  "предприятием" может быть «фабрика игрушек», «швейная фабрика», «кафе-мороженое» и т. п. Возможности использования ПЭВМ в организации и работе такого предприятия многочисленны. Например, ведение деловой переписки, реклама продукции; учет расходов и доходов; ведение складской документации (учет наличия и расхода товаров); дизайн и упаковка продукции; разработка фирменного знака; оформление меню; создание выкроек, по которым может быть сшита игрушечная и настоящая одежда; эскизов игрушек, которые могут быть сделаны; раскладка продуктов при изготовлении блюд, которые можно приготовить - далеко не полный перечень использования ПЭВМ.

Реализуя знания и умения, полученные при изучении других разделов образовательной области «Технология», следует имитационную часть игр сводить до минимума. Предполагается, что в процессе таких игр учащиеся будут меняться функциональными ролями. При проведении игры школьники впервые встретятся с базами данных, освоят такие операции, как ввод, поиск, изменение и извлечение информации.

В X классе учащиеся познакомятся с техникой для телефонной связи, офисной оргтехникой, периферийным оборудованием ПЭВМ, основами делопроизводства, используя текстовый редактор компьютера. Учащиеся освоят электронные таблицы и научатся использовать их в финансовых и других расчетах. Программа X класса предусматривает использование баз данных для ведения документации в офисе, школе, на предприятии, в регистратуре поликлиники и т. п.

При изучении раздела "Информационные технологии" у учащихся XI класса формируется окончательное и полное представление об использовании компьютера в различных сферах деятельности.

Изучение информационных технологий имеет важную прикладную направленность. Возможности компьютера в настоящее время могут использоваться при изучении различных разделов образовательной области "Технология".[10]

Так, в процессе изучения учащимися работы токарного станка может быть применена имитационная программа, моделирующая, например, процесс подачи резца в зависимости от глубины резания обрабатываемого изделия. Сама программа может быть выполнена с помощью простейших языков программирования Qbasic или Turbo Pascal учащимися старших классов в ходе их проектной деятельности.

В модуле "Технология обработки ткани" могут быть использованы электронные таблицы по конструированию и построению чертежей фартука, которые экономят время урока, освобождают учениц от рутинных записей выполнения таблиц, предусмотренных инструкционными картами. Электронные таблицы по конструированию объектов труда дают возможность за 2-3 минуты выполнить расчеты, включающие в себя большой объем формул; с помощью принтера быстро их распечатать с готовыми результатами, которые можно использовать, как полностью, так и по частям, и т.д. Если, к примеру, в 5 классе учащиеся подставляют в формулу свои мерки и стандартные прибавки, выполняют расчеты, то в дальнейшем они постепенно переходят на электронные расчеты.

Моделирующая программа для построения чертежей является логическим продолжением электронных таблиц. После введения необходимых данных в таблицу "Мерки" на экране монитора появляется чертеж конструкции будущего изделия, который используется в качестве образца и может быть распечатан на принтере, причем как в масштабе, так и в натуральную величину.

Наглядным примером, демонстрирующим возможности использования информационных технологий, являются обучающие и контролирующие программы, которые могут включать в себя тестовыми задания для контроля знаний учащихся, изучение теоретического материала и практическую работу на компьютере. Не менее интересен пример использования файлов-презентаций, отличающихся наглядностью, емкостью и содержательностью демонстрируемого материала Их применение целесообразно при объяснении нового материала.

Работа по предложенной программе требует как соответствующего оборудования, так и программного обеспечения, которым в настоящее время обеспечены не все школы. Следует отметить, что не все учителя представляют себе значение компьютерной техники на уроках технологии.

Необходимо ознакомить учителей с пакетом программ, входящих в MS OFFICE , а также с пакетом специальных программ, который будет ими использован в процессе преподавания различных разделов образовательной области "Технология". Например, КОМПАС-ГРАФИК LT (упрощенная версия чертежно-графического редактора), КОМПАС-3D (программа трехмерного параметрического моделирования, включающий чеpтежно - констpуктоpский редактор КОМПAС - График), КОМПАС - Viewer - программа просмотра чертежей и трехмерных моделей могут быть использованы на уроках технологии в процессе изучения учащимися образовательного модуля "Графика". Программа ElectroM может быть применена на практических работах учащихся для создания, расчета и отображения в трехмерном виде электрических схем. Очень удобная и простая программа Sprint Layout v3.0 для "ручной" разводки печатных плат, являющаяся своеобразной заменой бумаги, карандаша, стиральной резинки, также как и предыдущая программа поможет ученикам лучше осваивать электрорадиотехнологии.[16]

2.2. Тематическое планирование раздела

Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни. Согласно концепции модернизации российского образования школа призвана «обеспечить всеобщую компьютерную грамотность». Решение этой задачи возможно на уроках технологии.

С целью достижения нового современного качества образования можно использовать компьютер на уроках обслуживающего труда в 9 - 11 классах следующим образом:

Классы

Раздел программы

/тема урока/.

Ко -во

часов

Компьютер и

компьютерные

программы.

8 класс

1.Технология обработки ткани.

- Проверка знаний. Тестирование.

1

Тест в программе

QBasic

9 класс

1.Технология обработки ткани.

- Модели поясной одежды.

- Проверка знаний. Тестирование.

1

CD - ROM

Мир Моды.

Тест в программе

QBasic

10 класс

1.Культура дома.

- Прически и их виды.

2. Технология обработки ткани

- Проверка знаний. Тестирование.

1

1

CD - ROM

Мир Моды.

Тест в программе

Qbasic

11 класс

1.Информационные

технологии.

Проверка знаний. Тестирование.

2.Технология обработки

пищевых продуктов.

- Саморегуляция экологических систем.

влияние промышленного и сельскохозяйственного производства

на экологию водоемов.

3.Проектные работы.

- Защита творческих проектов с

применением программы PowerPoin.

8

1

2

2

Текстовой редактор

Графический редактор

Электронные таблицы

Тест в

программе QBasic

Компьютерная игра

«Река».

Программа

PowerPoin.

Таким образом, компьютер выполняет функции:

- учителя;

- рабочего инструмента;

- объекта обучения;

- сотрудничающего коллектива.

2.3. План-конспект урока с использованием психодиагностики школьников

Для пользователя Windows наибольший интерес представляют “мощные” приложения, которые в последнее время стали чрезвычайно популярны. (Так же как и сама операционная среда Windows, многие ее приложения разрабатываются фирмой Microsoft, поэтому в полных названиях всех программных продуктов присутствует название фирмы, причем его часто заменяют две буквы -- MS). К их числу относятся, прежде всего, текстовый процессор MS Word, табличный процессор MS Excel, СУБД MS Access. Популярность этих программ особенно возросла с начавшимся в 1994 г. распространением русифицированной версии пакета MS Office. Кроме перечисленных приложений в этот пакет входят MS Mail -- программное обеспечение локальной сети, MS PowerPoint -- система подготовки презентаций. Пакет MS Office не просто формально объединяет общим названием эти программы, а делает их единой взаимосвязанной системой. В этой системе границы между, казалось бы, совсем разными приложениями оказываются размытыми. Например, создавая текст с помощью Word, можно вставить в него электронную таблицу, причем не статическую картинку, а настоящую, «живую», считающую таблицу.

Использование подобных интегрированных гибких программных систем -- характерная черта современных информационных технологий. При этом разработчики стре-мятся к тому, чтобы расширение возможностей системы не усложняло работу пользова-теля. Во всех приложениях Windows пользователь имеет дело с одинаковым интерфей-сом. Используются стандартные приемы работы как с системными средствами, так и с прикладными программами.

Одной из самых оригинальных идей в области компьютерных информационных технологий стала идея электронной таблицы. Многие фирмы -- разработчики программного обеспечения для персональных компьютеров создали свои версии табличных процессоров. Из них наибольшую известность приобрели Lotus 1--2--3 фирмы Lotus Development, SuperCalc фирмы Computer Associates, Multiplan фирмы Microsoft. Одним из лидеров в ряду электронных таблиц сегодня является табличный процессор MS Excel.

Дан-ный план-конспект содержит методический материал, предназначенный для освоения работы с табличным процессором Microsoft Excel 5.0, входящим в состав пакета Microsoft Office для операционной среды Windows 3.1.[15]

Класс: 11

Тема: Понятие об электронных таблицах

Цели:

Дать основные понятия об электронных таблицах; освоить основные приемы заполнения и редактирования электронных таблиц; научиться сохранять и загружать электронную таблицу Excel.

Воспитать у учащихся бережное отношение к оборудованию.

Развить способность быстро воспринимать информацию.

Аппаратное обеспечение: Компьютер на базе процессора Intel Pentium с 64 Мб оперативной памятью, VGA, мышь, принтер (даны минимальные значения).

Программное обеспечение: Microsoft Windows не менее 3.1.; пакет Microsoft Office 4.3.; за неимением данного пакета обязательно Microsoft Excel 5.0.; желательно (но не обязательно): Lotus 1-2-3, SuperCalc.

Наглядные пособия: Плакат “Рабочее окно Excel 5.0.”

Время: 90 мин

Ход занятия:

1. Организационная часть (3 мин)

Организованный впуск учащихся в кабинет "Информатики и вычислительной техники" по звонку. Учащиеся занимают рабочие места, подготавливаются к предстоящей работе, проверяю присутствие учащихся по списку, выявляю причины отсутствия.

По моей команде учащиеся включают компьютер.

2. Проверка знаний полученных на предыдущем занятии (7 мин)

Провожу проверку знания полученных на предыдущем занятии путем опроса учащихся:

В соответствии с программой предыдущая тема была посвящена подготовке документов (текстовой редактор Microsoft Word for Windows 3.x.)

Задаю вопросы: (примерные)

Что входит в профессиональный пакет Microsoft Office 4.2

Объясните для чего служат различные приложения этого пакета.

Каковы основные отличительные черты текстового редактора MC Word 6.0. от других известных вам редакторов ?

Как установить красную строку в документе ?

Как распечатать документ ?

3. Сообщение темы и цели занятия (2 мин)

Тема нашего занятия "Электронные таблицы", сегодня мы с вами познакомимся с одной из самой популярной программой генерации электронных таблиц, ее уникальными возможностями, который входит в пакет Microsoft Office -- это MC Excel версии 5.0.

4. Объяснение нового теоретического материала, закрепление новых знаний. (75 мин)

Ребята загружают программу оболочку Windows, запускают MC Excel.

Я приступаю к объяснению нового материала.

Вступление:

Второй продукт из пакета Microsoft Office, с которым мы уже немножко ознакомились это MC Excel 5-ой версии. MC Excel является самой объемной и, наверное, самой существенной частью пакета. Без преувеличения можно сказать, что Excel это грандиозная программа. Обычно на MC Excel ссылаются как на систему электронных таблиц. И это правильно, поскольку в основе MC Excel действительно лежит идея электронной таблицы.

По сути дела Excel работает как калькулятор, но заявить такое -- все равно, что сказать, будто Большой каньон -- лишь длинная яма или что космический корабль многоразового использования -- просто самолет. Но довольно примеров.

Excel умеет складывать, вычитать и умножать, делить и еще много всего. Он успеет выполнить миллионы вычислений, пока вы только пытаетесь нащупать выключатель своего настольного калькулятора. У него память слона, четкая логика и запас специальных знаний, которыми обладает банкир, брокер, математик и финансист вместе взятые.

Первые разработки электронных таблиц принадлежат к 70-ым годам, хотя первая промышленная система появилась уже на персональных компьютерах -- ею стала система 1-2-3 фирмы Lotus. Электронные таблицы имеют, пожалуй, меньше аналогов в реальной жизни, чем текстовые процессоры или базы данных -- именно за счет своей динамичности, автоматизма выполнения операциями над данными, которых не достичь на бумаге.

В отличие от других табличных процессоров (например, SuperCalc 5.0) программа Microsoft Excel 5.0 работает не с одной электронной таблицей, а с “книгой”, которая содержит 16 листов (электронных таблиц), предоставленных пользователю. Рабочие книги -- это файлы табличного процессора Excel,

Каждая электронная таблица состоит из 256 столбцов и 16384 строк. Строки пронумерованы начиная с 1. Столбцы обозначаются буквами латинского алфавита. Пересечение строки и столбца образует ячейку, имеющую свой адрес -- имя столбца и номер строки. Например, С13 является адресом ячейки, расположенной на пересечении строки 13 и столбца С. Все данные таблицы размещаются в ячейках.

Электронные таблицы не единственный тип документа, создаваемый в Excel. Допол-нительно к таблицам можно получить диаграммы, которые будут помещаться в собст-венных окнах на экране, но это мы с вами изучим позже. Что же представляет собой эта удивительная программа, т.е. рассмотрим пользовательский интерфейс.

Среда табличного процессора Excel 5.0, или что мы видим на экране. Рабочее поле табличного процессора располагается на экране дисплея. Большую часть экрана занимает окно документа, в котором размещается электронная таблица, расчерченная с помощью вертикальных и горизонтальных линий на ячейки. Таблица обрамлена рамкой, используемой для нумерации строк и наимено-вания столбцов. Номер текущей электронной таблицы (листа) высвечивается в нижней части экрана.

При заполнении таблицы и при ее просмотре большую роль играет табличный курсор, который высвечивает границу ячейки. Такая ячейка называется текущей.

Взаимодействие пользователя с программой Excel осуществляется через меню ко-манд, панели инструментов, панель формул, строку состояния.

С помощью меню команд и панелей инструментов пользователь уп-равляет работой табличного процессора. Панели инструментов представляют собой наборы пиктограмм. Чтобы узнать назначение любого инструмента, достаточно устано-вить указатель мыши на соответствующую пиктограмму, и на экране появится подсказка.

Панель формул разбита на три части. Первая часть содержит адрес текущей ячейки. Третью часть панели формул можно назвать строкой ввода и редактирования. Здесь высвечивается содержимое текущей ячейки и набираются данные, предназначенные для ввода в текущую ячейку. Средняя часть панели формул состоит из трех кнопок, которые появляются только при вводе и редактировании данных.

Строка состояния содержит индикатор состояния табличного процессора или расшифровку текущей команды меню, используемого инструмента. Могут быть следующие состояния табличного процессора: “Готов” - ожидание набора данных или команд; “Ввод” - ввод данных; “Правка” - редактирование данных.

Пользователь имеет возможность изменить вид экрана табличного процессора в соответствии со своими потребностями. Можно отключить панель формул, если не предполагается редактирование и ввод новых данных. Если вы обладаете достаточным опытом работы с программой Ехсе1 и не нуждаетесь в указании текущих режимов работы табличного процессора, расшифровке команд меню, подсказке о предназначении инст-рументов, то можно отказаться от строки состояния. Можно отключить или выбрать другие панели инструментов. Такие изменения производятся с помощью команды Вид из меню команд.

Изменение размеров окна документа и перемещение окон производится согласно правилам, принятым в среде Windows.

Для быстрого перемещения указателя мыши по ячейкам электронной таблицы служат полосы прокрутки, использование которых также осуществляется по правилам, принятым в среде Windows.

Примечание. При использовании полос прокрутки видимыми становятся новые части таблицы, но табличный курсор не изменяет своего положения.

Для запуска Windows надо набрать на клавиатуре WIN и нажать Enter. После некоторой паузы появится окно Диспетчера Программ среды Windows. Для запуска Ехсе1 необходимо открыть групповое окно Microsoft Office; а затем установить указатель мыши на пиктограмму Microsoft Ехсe1 и дважды щелкнуть левой клавишей мыши.

Примечание. Предложенный способ запуска программы сработает только в том случае, если в файле Autoexec.bat в команде РАТH указан путь к каталогу Windows. Если этого нет, то запуск программы Ехсе1 производится аналогичным способом, но из каталога Windows.

Упражнение 2. Изменение вида экрана программы Excel

3адание 1. Отключить строку состояния:

подвести указатель мыши к команде Вид из меню команд; щелкнуть левой клавишей мыши; раскрывшемся меню (рис. 2) подвести указатель мыши к пункту Строка состояния 6 и щелкнуть левой клавишей мыши.

Задание 2. Включить строку состояния:

подвести указатель мыши к команде Вид из меню команд;

щелкнуть левой клавишей мыши.

Раскрывшееся меню изменило свой вид: пункт Строка состояния не помечен галочкой;

3. установить указатель мыши на пункт Строка состояния и щелкнуть левой клавишей мыши.

Задание 3. Отключить панель инструментов форматирования:

подвести указатель мыши к команде Вид из меню команд;

щелкнуть левой клавишей мыши;

в раскрывшемся меню подвести указатель мыши к пункту Панели инструментов и щелкнуть левой клавишей мыши.

На экране появится окно Панели инструментов (рис. 3);

подвести указатель к пункту Форматирование и щелкнуть левой клавишей мыши.

Таким образом, вы отключите флажок в виде крестика;

щелкнуть левой клавишей мыши по кнопке ОК.

Если вы являетесь начинающим пользователем, то большую помощь в работе может оказать Мастер подсказок, который изображается электрической лампочкой на панели стандартных инструментов. Если Мастер подсказок активен, то в верхней части экрана появляется окно, в котором можно получить полезный совет.

3адание 4. Активизировать Мастер подсказок.

1-й способ.

Подогнать указатель мыши к панели стандартных инструментов; щелкнуть один раз левой клавишей мыши на изображении лампочки.

2-u способ.

Если панель стандартных инструментов отключена, то:

подогнать указатель мыши к пункту Вид из меню команд и щелкнуть левой клавишей мыши;

выбрать пункт Панели инструментов, щелкнув левой клавишей мыши;

с помощью щелчка мыши установить флажок (в виде крестика) перед названиями Стандартная и Мастер подсказок;

щелкнуть левой клавишей мыши по кнопке ОК.

Примечание. Если в текущем сеансе работы был изменен вид экрана программы Excel, то он будет сохранен до следующего сеанса. Вот почему важно научиться управлять видом экрана.

Далее мы с вами научимся вводить и редактировать данные.

Данные. Ввод и редактирование данных

Все данные таблицы размещаются в ячейках. Содержимым ячейки электронной таблицы может быть текст, числовое значение или формула. Табличный процессор должен «знать», какого типа данные хранятся в конкретной ячейке таблицы для того, чтобы правильно интерпретировать ее содержимое. Текст и числа рассматриваются как константы, потому что изменить их можно только редактированием соответствующих ячеек. Формулы же автоматически пересчитывают свои значения, как только хотя бы один их аргумент был изменен.

Текст. Программа Excel воспринимает как текст любую введенную строку, которая не похожа ни на число, ни на формулу. Если вы вставите пробел в строку, которая без него была бы числом, то она будет восприниматься как текст.

После ввода текстовые данные автоматически выравниваются по левой границе ячейки.

Числовые константы. Числовые значения, используемые в табличном про-цессоре Excel, разделяются на целые, вещественные. даты, время.

Вещественные константы можно записывать в форме с фиксированной точкой и в форме с плавающей точкой. Запись числа с фиксированной точкой предполагает, что число содержит целую и дробную части, разделенные десятичной запятой. При записи числа в экспоненциальной форме сначала записывается мантисса, затем - латинская буква Е (прописная или строчная), после нее - порядок. Мантисса может быть записана как целая константа или константа с фиксированной точкой, а порядок - только как целая константа. Числовая константа в экспоненциальной форме трактуется как мантисса, умноженная на 10 в степени, равной порядку. Например, числа 0,00001 и 1ОООООО могут быть записаны следующим образом: 1е-5 или О.1е-4 и 1е6 или IE+6 соответственно.

Чтобы ввести отрицательное значение, надо поставить знак -- и (минус) перед числом или заключить вводимое число в круглые скобки.

Даты и время вводятся в ячейки электронной таблицы как числа. Это объясняется тем, что в дальнейшем дата и время могут быть использованы в качестве аргументов для формул. Программа Excel распознает следующие форматы для даты: 16/06/96, 16.06.96, 16/июня/96, 16 июня 96, что означает 16 июня 1996 года; форматы для времени: 12:10 или 12:10:04. После ввода числовые данные выравниваются по правой границе ячейки.

Формулы. Перед первым символом формулы обязательно ставится знак «=» (знак равенства). Формулы, занесенные в ячейки табличного процессора, представляют собой арифметические или логические выражения.

Арифметические выражения могут содержать круглые скобки, знаки арифметических операций, стандартные (встроенные) функции. Например: SORT(B4-2-4*B3*B2); SIN(CI2).

Нет необходимости запоминать все встроенные функции. При вводе формул боль-шую помощь окажет Мастер функций, вызов которого осуществляется нажатием комби-нации клавиш Shilft+F3, либо кнопкой (Fx)на панели стандартных инструментов.

Наибольший интерес представляют функции, аргументом которых является не одна ячейка, а диапазон ячеек. Диапазон - это множество ячеек, образующих в таблице область прямоугольной формы. Диапазон задается адресом ячейки, стоящей в левом верхнем углу, и адресом правого нижнего угла области, разделенных двоеточием. Например: А2:В12.

Логические выражения строятся с помощью операций отношения ( <, >, =, >=, <>) и логических операций (логическое «И», логическое «ИЛИ». логическое отрица-ние «НЕ»). Например: И(А1<10.А1>1); ИЛИ(В1<15,В1>25): НЕ(С1<>0).

С помощью логических выражений, в частности, задаются условия, проверку кото-рых осуществляет условная функция: ЕСЛИ(условие, выражение?, выражение). Если условие истинно, то вычисляется выражением и его значение высвечивается в ячейке. содержащей условную функцию. В противном случае вычисляется и высвечивается значение выражения.

Упражнение 3. Ввод и редактирование текста и данных.. Использование Мастера функций.

Прежде чем вводить данные, необходимо научиться перемещать табличный курсор по таблице. Чтобы поместить табличный курсор в ячейку таблицы, необходимо:

подогнать указатель мыши к соответствующей ячейке;

щелкнуть левой клавишей мыши один раз. Ячейка таблицы окажется заключенной в рамку. Такая ячейка будет называться т е к у щ е и.

Для быстрого перемещения табличного курсора в ячейку таблицы можно пользо-ваться командой Goto. вызов которой осуществляется нажатием функциональной кла-виши F5. В открывшемся окне в поле Ссылка ввести адрес ячейки, куда должен быть перемещен табличный курсор и нажать Enter.

Задание 5. Определить, сколько дней осталось от текущей даты до 31 декабря 2005 года:

табличный курсор поместить в ячейку А1;

переключить клавиатуру на русский шрифт;

набрать на клавиатуре слово “сегодня”; проследить при этом, как изменится строка ввода и редактирования;

нажать Enter;

табличный курсор поместить в ячейку В1;

подогнать указатель мыши к строке ввода и редактирования и щелкнуть левой клавишей мыши один раз;

активизировать Мастер функций, щелкнув левой клавишей мыши по кнопке (f), появившейся в строке ввода и редактирования;

Делись добром ;)