Использование педагогических методов в процессе музыкального воспитания школьника

курсовая работа

1.2 Характеристика общепедагогических методов воспитания. Использование общих методов с целью музыкального воспитания

Рассматривая педагогический процесс как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о конкретных методах решения воспитательных задач.

Антон Семенович Макаренко называл методы воспитания инструментом прикосновения к личности и призывал пользоваться им очень осторожно. Он предупреждал учителей не испытывать методы без проверки на практике, не предпочитать один метод другому, не использовать один метод в отрыве от другого.

Для удобства изучения метода воспитания и использования их в практической работе с детьми все методы условно объединены в несколько групп, т.е. классифицированы. Современной педагогике известны десятки классификаций методов воспитания. Рассмотрим две наиболее распространенные.

Классификация методов воспитания по характеру их главной функции. Автор Баранов С.П.

1. Метод формирования общественного сознания: рассказ, беседа, диспут, пример;

2. Метод формирования общественного поведения: приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

3. Метод стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание;

4. Метод самовоспитания: самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Классификация методов воспитания по характеру деятельности учащихся. Автор Марьенко И.С.

1. Объяснительно-репродуктивные методы воспитания: рассказ, объяснение, пример.

2. Проблемно-ситуационные методы воспитания: эврическая беседа, диспут, создание воспитывающих ситуаций.

3. Метод приучения: упражнение, требование.

4. Метод стимулирования: соревнование, поощрение.

5. Метод торможения неправильная деятельность: все виды наказания.

6. Метод самовоспитания: самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Всякая классификация условна, т.к. функции методов разнообразны. Например, такой метод воспитания, как требование можно отнести и к методу формирования общественного поведения и к методам стимулирования деятельности и поведения.

Проанализируем методы воспитания в соответствии с классификацией Баранова С.П.

Методы формирования общественного сознания личности.

Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие название методов формирования общественного сознания личности. Методы этой группы помогают школьнику понять свои скрытые желания, уразуметь, чего он действительно хочет, и ответить на вопрос: как можно достичь желаемого?

Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия -- пример.

Пример -- это способ формирования определенного отношения к явлению, действующего на основе какого либо образца -- родителей, воспитателей, друзей, героев книг, фильмов и т.д.

«Долог путь наставлений, -- говорил римский философ Сенека, -- короток путь примера» [11, С.113]. Психологической основой примера служит подражательность. Школьники, в основном, подражают тем, кто производит на них наиболее сильное впечатление.

Использование примеров в качестве методики воспитания эффективно при следующих условиях:

- в качестве примера избирается человек пользующийся авторитетом у воспитанников;

- пример приводится человеком, который сам обладает качеством, приводимым в пример;

- воспитанникам должна быть понятна сущность нравственного образца, который ставится в пример;

- приводимый пример должен быть приемлемым в сегодняшней жизни детей;

- как можно чаще использовать положительные примеры близких воспитаннику людей.

Рассказ - это сообщение о поступке или поучительной истории с целью вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного. Чаще всего использованный в воспитании младших школьников яркий образный рассказ должен вызвать положительную ответную реакцию. Условия эффективности:

- краткость;

- эмоциональность,

- сопоставление фактов, выбор времени проведения (после какого-либо поступка, события или учитывать интерес к чему-либо)

Беседа - обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий, явлений. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, школьники легче постигают их сущность и значение. Метод особенно актуален для учеников средних и старших классов. Может проводиться с одним воспитанником (индивидуально), с несколькими учащимися (групповые беседы), со всем классом (фронтальные).

Эффективность беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

- беседа должна иметь проблемный характер, предполагать борьбу взглядов, мнений;

- нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов;

- нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию;

- материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников;

- в ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения;

- правильное руководство беседой помогает воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.

Диспут - активное выражение воспитанниками своих мнений, их отстаивание при коллективном обсуждении проблемы. Диспут вырабатывает у школьников умение вести спор, защищать свои взгляды, с уважением относится к мнению товарищей.

Условия эффективности диспута.

- тема диспута должна волновать всех;

- в коллективе должны быть противоречивые мнения по решению проблем;

- чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно тщательно готовиться. Разрабатываются вопросы, требующие самостоятельных суждений. С вопросами участников заранее знакомят. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Цель диспута -- не вывод, а процесс;

- не следует осуждать учащихся, высказывающих неправильное мнение.

Методы формирования общественного поведения.

Приучение - это побуждение воспитанников к выполнению определенных действий с целью формирования навыков правильного поведения.

Условия правильного использования приучения следующие:

- ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников;

- приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать указания типа «будь вежливым». Лучше сказать так: «Приветствуй соседа -- и он будет вежлив с тобой»;

- на каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанников;

- показывайте, как выполняются действия, какие результаты они дают;

- приучение требует постоянного контроля, который должен быть благожелательным, сочетаться с самоконтролем;

- значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.

Упражнение - это многократное совершение определенных поступков на основе осознания нравственной нормы с целью выработки черты характера, качества личности. По определению А.С. Макаренко воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

- поступки должны совершаться на основе нравственных требований;

- систематичность упражнений;

- анализ и самоанализ поведения и результатов упражнения;

- поддержка коллектива, одобрение успехов;

- частоты повторений; чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью;

- доступности и посильности;

- контроля и коррекции;

- сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;

- мотивации и стимулирования упражнения.

Поручение - это определение воспитанникам и выполнение ими разнообразных заданий с целью формирования у них положительных качеств личности (украсить к празднику классную комнату и т.д.). При этом не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения, особенно старшим школьникам.

Воспитательный эффект поручения высок при следующих условиях:

- поручение дает коллектив или учитель от его имени;

- общественная значимость поручения понятна ученику;

- поручение соответствует интересам и возможностям учащихся;

- при выполнении поручения воспитанники могут проявлять инициативу, организаторские способности;

- выполнение поручений выполняется под педагогическим контролем.

Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения поручения, отчета о выполненной работе и т.п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.

Требование - это метод, который побуждает или тормозит ту или иную деятельность воспитанников, способствующих формированию у них ценных деловых и нравственных качеств через систему личных отношений учителя с детьми.

Одно из главных условий эффективности данного метода -- чувство меры: «Приучайте дитя сначала повиноваться двум-трем легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться...» -- писал К.Д. Ушинский.[11, С.121].

Метод создания воспитывающих ситуаций - это метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Это формирование такой обстановки, которая вынуждала бы ребят или целый коллектив совершить определенный поступок, и делало бы невозможным другую форму поведения.

Выделим несколько важных условий, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций:

- ситуации не должны быть надуманными, они отражают жизнь. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной;

- немалую роль играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению, а если действия педагога для него неожиданны, то в большинстве случаев он принимает позицию последнего.

Методы стимулирования поведения.

Поощрение - такое педагогическое воздействие на ребенка или коллектив когда учитель выражает положительную оценку поступков поведения отдельного учащегося или коллектива. Виды поощрения разнообразны: похвала, благодарность, награждение грамотами, и т.д.

Условия правильного применения поощрения следующие:

- поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами;

- поощрения заслуживают не только школьники, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного отношения к труду;

- поощрение должно соответствовать заслугам воспитанника,

- не следует поощрять часто одних и тех же;

- поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность;

- необходима гласность поощрения и поддержка со стороны коллектива;

- главное в школьном воспитании -- соблюдать справедливость.

Главный эффект от поощрения - это возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психологического комфорта как можно чаще.

Наказание -- это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказанию подвергаются ученики, которые умышленно совершают отрицательные поступки, своим поведением открыто противопоставляют себя товарищам, не учитывая коллективные нормы и традиции. Виды наказания; лишение или ограничение прав; порицание, замечание, предупреждение, обсуждение на собрании, исключение из школы и др.

Эффективность метода определяют следующие педагогические условия:

- ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудили не только воспитатель, но и его ближайшие товарищи;

- за проступок всего коллектива рекомендуется наказывать уполномоченных, но этот вопрос требует очень тщательного разбора всей ситуации;

- наказание не должно вредить здоровью ученика;

- наказание действенно, когда оно понятно ученику (коллективу). После наказания о нем не вспоминают, с учеником сохраняют нормальные отношения;

- нельзя оскорблять воспитанника, принижать достоинства личности.

- нельзя наказывать воспитанников до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания;

- наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, применяется в комплексе с другими методами воспитания.

Педагогика XX в. обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования -- соревнование.

Соревнование -- это метод направления естественного стремления школьников к соперничеству и приоритету, на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Утверждение себя среди окружающих -- врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми.

Организация соревнования -- трудное дело, требующее соблюдения целого ряда важных условий, среди которых можно отметить следующие:

-определяются цели, задачи, содержание соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей;

- соревнование должно быть достаточно трудным и увлекательным;

- критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников. Подведение итогов и определение победителей можно сделать наглядным;

- Сравнение результатов выполнения деятельности;

- Возможность для каждого участника добиться успеха, проявить свои способности. Классический вид - соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета.

Эффективность соревнования значительно повышается, когда сами школьники подводят итоги и определяют победителей.

Методы самовоспитания -- методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции. Задачи:

- Формирование потребности в самовоспитании.

- Формирование способности к адекватной самооценке, рефлексии.

- Организация и стимуляция деятельности по самосовершенствованию.

- Выработка умений и навыков самовоспитания.

К методам самовоспитания относят методы формирования сознания и поведения и его стимулирования с приставкой «само»: самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка и др.

Условия эффективности:

- Педагогическая помощь и руководство.

- Осознание воспитанниками необходимости в самовоспитании и стремлении овладеть его технологией.

- Взаимодействие воспитания и самовоспитания.

- Активная деятельность воспитанников.

К самовоспитанию надо вести путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать, подводить к деятельности по самовоспитанию и самосовершенствованию.

1.3 Использование общих методов с целью музыкального воспитания

«Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.

Под методами музыкального образования (дословный перевод слова «methodos» с греч. «путь к чему либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся.

Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном воспитании имеют свою специфику. Так, например, метод формирования общественного сознания в методике музыкального образования получил название - словесный метод. Экономичность и эффективность метода были отмечены рядом отечественных ученых (М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером и др.) в музыкальном обучении понимается не столько как передача необходимой информации, сколько в качестве образно-психологического настроя, направленного на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть образной.

Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Например, метод рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр. Рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.

Метод беседы обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже - перед слушанием, когда надо конкретизировать содержание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью. Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов.

Общепедагогический метод формирования общественного поведения в «Теории и методике музыкального образования» получил название - метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание в виде систематических упражнений.

В целом, можно сделать вывод, что все методы музыкального воспитания используются педагогом как единая система, неразрывное целое.

Из всего многообразия методов учителем выбирается тот или иной метод в зависимости от стоящей задачи, конкретной воспитательной ситуации, выбранных средств, возраста учеников, их индивидуальных особенностей. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Глава 2. Организации опытно-экспериментальной работы по использованию общих методов воспитания

2.1 Из опыта работы учителя Куприенко Елены Владимировны МОУ СОШ п. Шумячи по организации музыкального воспитания

15 сентября я впервые встретилась с учителем Куприенко Еленой Владимировной. В школе она работает пять лет. Хотя стаж у нее небольшой, она учитель первой категории. На внеклассное мероприятие к ней, Елена Владимировна предложила придти мне 1 октября. Это всемирный день музыки. В этот день она запланировала провести открытое внеклассное мероприятие на тему «Русский романс XIX века».

Внеклассное мероприятие для 5 класса.

Форма: игра-путешествие.

Тема: русский романс ХIХ века

Задачи:

- воспитывать любовь к родной культуре, чувство уважения к окружающим;

- развивать воображение, речь воспитанников;

- сообщить новые знания на тему «Русский романс XIX».

Роль учителя: учитель собрала материал на выбранную тему, оформила класс и сама провела данное мероприятие.

Музыкальный репертуар:

А.А. Алябьев «Соловей», «Нищая»;

А.Е. Варламов «Горные вершины», «Вдоль по улице метелица метет»;

А.Л. Гурилев «Колокольчик», «Разлука», «Улетела пташка».

Оборудование: портреты А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева, пластинки, записи на доске.

Ход занятия

- Здравствуйте. Ребята, сегодня мы совершим путешествие в XIX век - век, когда русский романс был очень популярен. О русском романсе можно много говорить и слушать его бесконечно. Он запечатлел образ своей эпохи и в этом секрет его долголетия.

Жанр романса - явление неповторимое и необычное. Два прекрасных искусства - поэзия и музыка вступили здесь в дружеский союз. Мелодия романса гибко следует за содержанием стихов, чутко откликается на каждое слово, фразу. Выразительное сопровождение подчеркивает стихи и мелодию. Так раскрываются самые сокровенные чувства, ставшие содержанием русских романсов. Многие романсы приобрели широкую популярность, стали считаться народными песнями. В их числе романсы А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева.

А сейчас представьте, что мы заходим в машину времени, и она нас переносит в те далекие времена. Вот мы оказались в Москве перед окошком тюремной камеры, в которой томиться известный композитор - А.А. Алябьев - яркий выразитель новых стремлений русского искусства, современник М.И. Глинки (показывает портрет). Он родился в 1787 году в дворянской семье, с детства занимался музыкой. Когда Алябьеву исполнилось четырнадцать лет, семья переехала в Москву. Именно в Москве возникло и расцвело искусство мастеров нашей ранней вокальной лирики. В 1812 году Алябьев добровольцем вступил в ряды войск, он был ранен и награжден орденом за боевые заслуги. В декабре 1825 года в доме Алябьева шла крупная карточная игра, сам он не играл, но один из гостей Вершев, отказался от доплаты, Алябьев как хозяин дома дал пощечину. Вершев уехал, через три дня скончался. Алябьев был арестован. Здесь в Москве в тюремном заточении Алябьев много работал. В сырой, темной камере был написан знаменитый «Соловей». Образ Соловья, певца русских лесов композитор связывает со своей трудной жизнью, тоской по родному краю. Романс написан на слова Дельвига. Этот романс сразу вошел в быт.

Сейчас мы послушаем романс. Послушайте внимательно, о чем он, какой характер мелодии романса.

Ответ детей: мелодия задушевная, простая, с широкой распевностью. Поддерживается простым гитарным аккомпанементом, мелодия льется свободно, не торопливо. Куплетная форма, припев и куплет.

- Последние романсы в творчестве композитора были написаны о бедных людях: «Изба», «Кабак», «Деревенский сторож». К драматическим крестьянским песням примыкает романс «Нищая» на слова Бераже. Алябьеву удалось найти музыкальный образ, раскрыть гуманистический смысл стихотворения - трагедию униженного человека. Образ безысходного горя с атмосферой зимней природы.

- Ребята послушайте романс «Нищая» и попробуйте почувствовать всю трагедию нищей крестьянки.

За год до смерти композитора появился музыкальный речевой словарь, в который была помещена заметка: А.А. Алябьев - известный композитор русских романсов, автор русских оперетт, виртуоз на фортепиано и теоретик. Алябьев не только автор романсов, но и сочинений для оркестра, хоровых ансамблей.

А сейчас закройте глаза и представьте, как мы идем от стен тюрьмы по тротуару мимо высоких красивых домов, и вдруг перед нами встает здание необычайной красоты. Это здание театра. В нем сегодня будут исполнять романсы композиторов - А. Варламова и А.Л. Гурилева. Откройте глаза и посмотрите на портреты этих композиторов (показывает портреты). Он родился в 1801 году в Москве. Его ранние романсы увлекают не только своей красотой и пылкостью, им свойственны философские раздумья. В Москве пришла к нему слава, выходит сборник «Девять пьес», был напечатан «Красный сарафан». Вдохновителем этого романса была певица Марья Дмитриевна Львова - Синевская. Варламов пишет романсы на слова Фета, Лермонтова, Дельвига, появляются мелодико-лирические романсы «На заре ты ее не буди», «Горные вершины», «Ненаглядный ты мой». Варламов выступал как певец, артист.

- Вот мы входим в концертный зал, садимся в кресла. Открывается занавес и на сцену выходит ведущий, он объявляет: «романс «Горные вершины» на стихи Гете в переводе Лермонтова». Внимательно послушайте, а затем попробуйте описать, о чем этот романс.

Ответ детей: это поэтический пейзаж, мелодия спокойная, плавная. Сходство с колыбельной.

- Так же на стихи Лермонтова написан знаменитый романс «Белеет парус одинокий». Послушайте романс, что вы о нем сможете сказать?

Ответ детей: произведение крупной формы, яркая динамика.

- На сцену снова выходит ведущий и знакомит нас с творчеством А.Л. Гурелева, одним из сверстников Варламова. Талантливый пианист, композитор, мастер камерной музыки. Родился не далеко от Москвы в семье композитора капельмейстера Орлова. Ценнейшая часть наследия Гурелева - «Русские песни» и обработки подлинных народных песен. Сборник «47 избранных народных песен». Песня «Колокольчик» (текст Макарова) - одно из популярных произведений композитора.

- Сейчас послушайте и почувствуйте безответную грусть, задушевность романса. Гурелев назвал вальсом.

- В романсе «Разлука» и «Улетела пташка» тоже чувствуется грусть, стремление и печаль. Мелодия спокойная, душевная, лирическая. Сейчас мы с вами послушаем оба эти романса.

- Вот и подошел концерт к концу, занавес опускается и включается свет. Мы выходим из театра и идем к машине времени, садимся в нее, и она нас снова переносит обратно в класс. А в заключении путешествия я хочу сказать, что творчество композиторов А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурелева явилось большим вкладом в русскую музыкальную культуру второй половины ХIХ века.

Внеклассное мероприятие, которое провела Куприенко Елена Владимировна, мне очень понравилось. Кроме того данная тема увлекла всех детей класса. Тема мероприятия выбрана удачно, так как она перекликается с темой четверти на уроках музыки - «Что было бы с музыкой, если бы не было литературы».

Так же успешному проведению мероприятия способствовало хорошее оформление. Тема, имена композиторов и названия произведений были написаны на доске. Детям были показаны портреты композиторов, о которых говорил учитель. Для прослушивания романсов был использован проигрыватель и пластинки.

Я считаю, что содержание мероприятия соответствовало задачам, которые были поставлены Куприенко Е.В. На занятии были использованы общепедагогические методы: метод рассказа, метод беседы, методы музыкального воспитания - наглядный метод (слуховая наглядность - слушание музыки, зрительная наглядность - сочетается со слуховой).

В целом, Куприенко Е.В. провела воспитательное мероприятие эмоционально, был установлен контакт с каждым ребенком, все ученики были увлечены данной темой.

После мероприятия мы с учителем общались по поводу проведенного мероприятия. Куприенко Е.В. поделилась со мной, как она составляет конспекты. Я задавала ей следующие вопросы:

- Почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы?

- Какие задачи преследовала при подготовке данного мероприятия?

- Какие методы воспитания ей были использованы?

На все свои вопросы я получила подробные ответы.

Делись добром ;)