Использование наглядности и информационных технологий на уроках истории как средство повышения учебной мотивации

научная работа

4. Результативность опыта

Мое особое внимание наглядные методы обучения в сочетании с информационными технологиями привлекли в последние 2-3 года. Связано это в первую очередь с тем, что возникла острая необходимость освоения навыков работы с компьютером в качестве пользователя. В дальнейшем стали очевидными все возможности, которые дает использование компьютера на уроках. В сочетании с информационными технологиями наглядность стимулирует познавательные интересы учащихся, создает при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивает разностороннее формирование образов, способствует прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителя.

Результативность работы в этом направлении предоставлена в следующих данных:

Год

Количество выпускников

Количество учащихся выбравших историю при сдаче ЕГЭ и ГИА

2008-2009 уч.год

25

0

2009-2010 уч.год

27

3

2010-2011 уч.год

15

6

На основании этого могу сделать вывод о том, что, во-первых, увеличился интерес к истории, во-вторых, уверенность в полученных знаниях позволяет выбирать историю в качестве предмета для итоговой аттестации, в третьих то что, история становиться более востребована при получении дальнейшего образования.

УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ

2008-2009 история

2009-2010 история

Успеваемость

100

100

На «4» и «5»

62

72

Пусть цифры в таблице не столь впечатляющи, но для меня они показатель того , что я нахожусь на правильном пути в своей преподавательской работе.

За последние три года не один учащийся не получил неудовлетворительных четвертных, полугодовых, годовых оценок, более того слабоуспевающие учащиеся благодаря личностно-ориентированному подходу и приемам наглядности получили возможность улучшить свою успеваемость по предмету.

Личностно-ориентированный и проблемный подход в организации наглядного метода обучения, позволяет разнообразить творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности. Стержнем проблемного обучения является проблема, т.е. вопрос содержащий внутреннее противоречие. С применением наглядности этот подход становится наиболее эффективным.

В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. На уроках истории, используя такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов, учащиеся получили возможность реализовать себя. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, а с другой - как средства выработки практических умений и навыков у учащихся. Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при его закреплении, при организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике, а также при проверке и оценке усвоения программного материала учащимися.

Делись добром ;)