Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся 7-8 классов во внеклассной деятельности по информатике

дипломная работа

1.2 Психолого-педагогические особенности проектной деятельности

В процессе "преподавания - обучения" происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно "не хочет" учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

Для лучшего понимания метода проектов обратимся к истории данного метода.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Метод проектов активно используют в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Необходимо уточнить понятие проекта, перед тем как рассмотреть сам метод проектов.

По мнению, Полат Е.С., проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В современной педагогической литературе существует немалое число определений метода проектов в обучении (С. И. Горлицкая, В. В. Копылова, Н. В. Матяш, В. М. Назаренко, В. В. Николина, Е. С. Полат, 3. И. Равкин, И. Д. Чечель и др.).

Среди них в качестве основного нами взято определение этого понятия, данное В. В. Копыловой: "Метод проектов -- целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта".

Образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

· Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

· Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

· Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

· Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

· Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, находить необходимую информацию для выполнения того или иного проекта. Таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, ребята получают необходимые для этой жизни знания.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Рассмотрев проектный метод для выбора наиболее эффективных форм работы необходимо рассмотреть классификацию проектов.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Существует, по крайней мере, четыре различные классификации.

Практика - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна -- от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Творческие проект не имеет четкой структуры.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Как правило, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект -- исследовательский, точно так же как любой -- творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить три типа проектов.

1)Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом -- учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.

Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.

2)Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Например, проект по теме "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XIX вв." требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

3) Надпредметным (например, "Мой новый компьютер" и т.д.) - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования [24]

Классификация проектов по продолжительности

1) Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

2) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

3) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким "погружением" в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

4) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект -- от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.

Классификация проектов по характеру контактов между участниками

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

внутриклассными;

внутришкольными;

региональными (разного масштаба).

межрегиональными (в рамках одного государства);

международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Далее остановимся на психологических аспектах проектной деятельности.

На результат работы учащихся при использовании метода проектов большое влияние оказывают психологические факторы, которые в свою очередь неразрывно связаны с педагогическими технологиями, используемыми при работе с этим методом. Те в свою очередь строятся на педагогических принципах, которыми руководствуются при конструировании этих технологий. Это принцип воспитывающего обучения, принцип развивающего обучения, принцип создания успеха в обучении, развитии, воспитании, принцип оптимального психологического напряжения, принцип максимального участия учеников в учебном процессе, принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип объединения педагога и учащихся едиными целями и др.

Стратегическими целями любой педагогической технологии должны быть личностные характеристик. Как сказано выше, весь учебный процесс нацелен на обучение каждого ребенка индивидуально. Закономерности индивидуального развития должны всегда сопрягаться с целью воспитания. Необходимо обеспечить гармоничное развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер. Подавление эмоциональной сферы интеллектуальной может привести к холодности человека. С другой стороны, преобладание эмоциональной сферы может привести к чрезмерному снижению рациональной сферы, к импульсивности. Принцип создания успеха позволит эффективно реализовать оценку знаний.

Необходимо также отметить, что проектная деятельность предполагает включение ученика в различные виды деятельности. Этот принцип можно было бы назвать также включение в деятельность. Обучение по принципу максимального участия учеников в учебном процессе ("все, что могут делать ученики, не должен делать педагог") позволяет развивать в учащихся черты победителя, лидера. Этот принцип позволяет также разгрузить педагога и родителей от рутинной работы. Включение ребенка в реальную деятельность позволяет не только эффективно развивать, но и воспитывать ребенка. Через создание ситуации успеха в реальной деятельности в процессе создания проекта можно успешно достигать воспитывающих, развивающих целей с большой эффективностью.

Также, если при получении задания ребенок не может сейчас выполнить его, то необходимо снизить уровень до возможностей ребенка. Если ребенок не может сейчас исправить какие-то свои недостатки, то нет необходимости делать ему замечание. Это никак не повлияет на его развитие, а если и повлияет, то в негативную сторону: может сформироваться месть в отношении окружающих.

Желательно больше проводить обсуждений, мозговых штурмов. Данный метод должен не навязываться, а должен быть плодом совместных разработок педагога и учащихся.

Как уже известно, метод проектов предполагает индивидуальную, парную, групповую работу. Большинство же проектов строится на групповой работе. Поэтому для благотворной работы необходимо создавать психологический климат, что является наиболее важной и сложной задачей в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с членами группы, либо наоборот, становится пассивным. Климат в группе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других ее членов. Педагогу важно понимать, что климат в группе определяется совокупностью отношений, преобладающих в ней. Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает не только защищенность ребенка и его психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. Благоприятный климат обеспечивается совокупностью следующих операций:

· установление личных контактов;

· подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;

· этическое благородное поведение;

· предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;

· привнесение элемента новизны.

При работе с метод проектов необходимо также учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В подростковом возрасте главной особенностью является личная нестабильность, появляется чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому. В этом возрасте прослеживается процесс решения сложных познавательных задач. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Активно развиваются память, мышление, восприятие. Поэтому проектная деятельность может на данном этапе сформировать положительные мотивы для обучения. Далеко не все подростки используют возможности своего творческого воображения, они получают удовлетворение от самого процесса фантазировать.

По мнению В.Н. Дружинина, одной из фаз креативного процесса является подростковый (10-15 лет) возраст, что соответствует 4-8 классу школы. Мы выбрали 7-8 класс (13-15 лет) для диагностики и развития творческих способностей учащихся. На данном этапе на основе "общей креативности" формируется специализированная креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности.

При учете всевозможных психологических факторов проектная деятельность может принести огромные результаты как для развития личности, так и дать возможность реализовать себя.

Для более подробного рассмотрения предлагаются возрастные особенности учащихся средней школы, это напрямую связано с методической разработкой в следующей главе.

Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. Особое внимание необходимо обратить на мотивацию. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Особенно ярко проявляет себя подросток во внеклассной деятельности.

Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности. В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.

При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания.

Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка.

Все вышеперечисленные особенности и проблемные возрастные моменты могут быть решены в полной мере с помощью метода проектов.

Таким образом, метод проектов - оптимальное средство организации деятельность учащимся 7-8 классов, поскольку позволяет самостоятельно принимать решения и работать в коллективе, определяя роли и распределяя обязанности решать общие задачи.

Делись добром ;)