Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся 7-8 классов во внеклассной деятельности по информатике

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития средней общеобразовательной школы связан с необходимостью решения проблемы творческого потенциала учащихся. Поиск средств развития познавательных и творческих способностей, повышения эффективности обучения школьников является проблемой общей для многих стран. Есть потенциальная возможность развития творческих способностей на внеклассных занятиях. Это связано с тем, что на уроках время ограничено и нет целостного курса, направленного на развитие творческих способностей. Разработать курс не представляется возможным в рамках дипломной работы, но есть возможность подобрать задания и их использование на дополнительных внеклассных занятиях по информатике, что внесет коррективы в процесс развития школьников. В настоящее время создалась принципиально новая ситуация, обусловленная стремительным развитием средств вычислительной техники и постоянным обновлением программного обеспечения (в том числе учебного назначения), что позволяет в достаточной степени реализовать творческий потенциал учащихся.

Одним из важнейших источников и показателей процветания любого общества является развитие творческого потенциала личности. Гуманизация современного образования также выводит на передний план проблему творческой самореализации личности. Творчество предполагает способность к саморазвитию, к поиску новых подходов к работе, готовность к созиданию. В связи с этим особое значение в педагогической науке и практике приобретает проблема развития творческого потенциала человека в целом и школьника в частности.

Однако проведенный анализ выполненных исследований показал, что выпускники школ недостаточно подготовлены к решению нестандартных жизненных ситуаций, у них отсутствует готовность к самосовершенствованию, к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления.

Анализу и систематизации различных аспектов формирования и развития творческих способностей посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.С.Выготского, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, А.Н. Лука, И.Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.

Используя современные методики диагностики творческих способностей необходимо выявить уровень их развития у учеников, и подобрать приемы и формы организаций занятий для дальнейшего их развития.

Так как речь идет о необходимости организации процесса обучения, основанного на творческой деятельности, то задача развития творческих способностей становится основной, из-за чего проявляется некоторая цикличность процесса: процесс развития творческих способностей определяет процесс образования на основе творчества, а сам этот процесс начинает определять характер эффективности развития творческих способностей.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в определении необходимости развития творческих способностей школьников через создание проектов по информатике; анализа проделанной работы и создании ряда рекомендаций, направленных на развитие творческих способностей.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные методические материалы (примеры ученических проектов), могут быть использованы учителем информатики при организации собственной работы во внеучебной деятельности учащихся общеобразовательной школы с целью развития креатива.

Несмотря на то, что в психологических исследованиях доказывается единство креативности и индивидуальности, творчество остается не достаточно исследованным как механизм воспитания индивидуальности.

Ученые и практики на протяжении многих десятилетий ведут интенсивную работу по поиску наиболее эффективных путей и способов разрешения противоречия между предписанным содержанием обучения, заданными формами организации образовательного процесса и необходимостью развития личностных функций учащихся.

Таким образом, проблемой становится разрешение противоречий, связанных с необходимостью построения внеклассного образовательного процесса, использующего психолого-педагогические достижения науки и практики обучения учащихся, ориентированного на развитие творческих способностей учеников, а также отсутствием практических научно-обоснованных рекомендаций по развитию творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности по информатике.

Принимая во внимание выше изложенное, мы избрали тему исследования: "Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся 7 - 8 классов во внеклассной деятельности по информатике".

Цель исследования: разработать содержание проектной работы и методические рекомендации, направленные на развитие творческих способностей школьников при организации внеклассной деятельности по информатике.

Объект исследования: творческая деятельность школьников на внеклассных занятиях по информатике.

Предмет исследования: содержание проектной деятельности как средство развития творческих способностей учащихся 7-8 классов на внеклассных занятиях по информатике.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что внеклассная деятельность, использующая метод проектов, будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся основной школы.

2. Рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности с использованием метода проектов.

3. Подобрать метод диагностики творческих способностей учащихся.

4. Определить особенности внеклассной деятельность учащихся по информатике с использованием метода проекта и разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности.

5. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы модель развития творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности на основе творческих проектов.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

а) теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение и систематизация исследований в области психологии и педагогики по проблеме творчества школьников, моделирование, теоретическое проектирование;

б) эмпирические методы: наблюдения, беседы, тестирование.

Делись добром ;)