Индивидуальный подход в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

дипломная работа

2.1 Уровень овладения умениями и навыками изобразительной деятельности детей

Наше экспериментальное исследование ставило своей целью изучение влияния реализации индивидуального подхода к обучению дошкольников изобразительной деятельности на уровень овладения умениями и навыками данной деятельности.

Наше исследование состояло из следующих этапов:

1 этап - изучение уровня овладения детьми умениями и навыками изобразительной деятельности;

2 этап - процесс формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка;

3 этап - контрольное изучение уровня овладения детьми умениями и навыками изобразительной деятельности.

В исследовании принимали участие дети 5-6 лет в количестве 20 человек. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №130 общеразвивающего вида». Данное учреждение работает по типовой программе обучения и воспитания детей в детском саду Васильевой.

Методика изучения изобразительной деятельности Г.А. Урунтаевой, Г.А. Афонькиной

При составлении схемы анализе учитывались некоторые критерии, выделенные Т. С. Комаровой (Изобразительная деятельность в детском саду. -- М., 1990. - С. 135-137).

Подготовка исследования. Подобрать темы для предметного и сюжетного рисования в соответствии с возрастом детей. Приготовить листы бумаги форматом 21х29 см, набор из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. С детьми 3-7 лет индивидуально проводится 2 серии с интервалом в 2-3 дня.

Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать определенный предмет.

Вторая серия. Ребенку предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему.

Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок рисует самостоятельно. После окончания рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Обработка данных. Данные протоколов анализируют по схеме:

I. Содержание рисунка: передает задаваемую тему или не передает

II. Особенности изображения

1. Передача формы:

* простая или сложная;

* передана точно, немного искажена или не удалась.

2. Строение предмета (части расположены, верно, немного искаженно, неверно).

3. Передача пропорций предмета (переданы, верно, немного нарушены, не удались).

4. Композиция:

* вытянутое, окученное изображение или нет единства;

* пропорциональное или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений);

* симметричное или несимметричное построение;

* ритмичное или неритмичное построение;

* миниатюрное или увеличенное изображение;

* расположение отдельных изображений (по всему листу, по полосе - так называемое фризовое);

* количество событий, изображенных на одном листе бумаги.

5. Передача движений: статичное или динамичное изображение.

6. Цвет:

* передана реальная окраска предмета или есть отступления от нее;

* преобладают насыщенные или бледные тона;

* многоцветная раскраска или преобладание одного-двух цветов.

III. Проявления творчества в рисунке

1. Замысел (для анализа второй серии):

* когда возникает: до начала рисования или в его процессе;

* изменяется ли по ходу рисования, в чем это проявляется и почему происходит;

* какова оригинальность замысла и готового рисунка.

2. Выразительные средства, какие выразительные средства использует (цвет, форма, ритм, композиция и т.д.).

IV. Проявления самостоятельности

1. Требовалась ли в процессе рисования помощь, взрослого и какая.

2. Обращался ли ребенок с вопросами (указать какими), просьбами о помощи к взрослому.

V. Отношение к процессу и результату рисования

1. Эмоциональная окрашенность процесса рисования.

2. Отношение к готовому рисунку.

3. Увлеченность процессом рисования, в чем он состоит.

Также нами была продумана бальная система:

3 балла - присваивается каждому оцениваемому критерию и высокий уровень характеризуется тем, что рисунки детей передают задаваемую тему, передают верно, содержание, форма сложная, части расположены, верно, использует смешанные цвета, преобладают насыщенные цвета, замысел оригинальный, при тематическом рисовании элементы сказочности и фантастичности, ребенок работает самостоятельно и эмоционально окрашено.

2 балла - присваиваются, каждому оцениваемому критерию и данный уровень характеризуется тем, что рисунки детей несколько неточны, по цвету однообразны, но также содержат творческие элементы и при работе ребенок имеет высокий уровень самостоятельности и эмоциональной окрашенности работы.

1 балл - низкий уровень. Рисунки детей данного уровня не передают замысел, искажают форму и размеры, части изображаемого объекта. Они бледны по цветовой гамме, однообразны, при работе ребенок постоянно обращается к помощи педагога, рисует с неохотой.

Изучение рисования по замыслу Г.А. Урунтаевой, Г.А. Афонькиной.

Подготовка исследования. Приготовить листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет и включает 3 серии с интервалом в 5-7 дней.

Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать, что он хочет.

Вторая серия. Перед началом рисования по замыслу ребенка просят назвать, что он будет рисовать.

Третья серия. Ребенка просят рассказать, что он нарисует, как расположит предметы на листе бумаги, и описать предметы, которые он собирается изобразить.

Время рисования во всех сериях не ограничивают. После завершения рисунка ребенка спрашивают: «Ты нарисовал то, что хотел?» Если он отвечает «Нет», его просят объяснить, почему рисунок получился не такой, какой задумывался.

Обработка данных. Анализируют соответствие рисунка первоначальному замыслу во второй и третьей сериях. Определяют среднее число детей, изменивших замысел в этих сериях. Сравнивают успешность рисования в первой серии с рисованием во второй и третьей сериях. Делают вывод о том, как влияет на удержание замысла его формулирование в развернутой речи.

Кроме этого анализируется:

· качество изображения (законченное или незаконченное);

· качество передачи формы предмета (непростая, сложная, увеличенная, схематичное изображение, приближенное к реальному, соотношение частей);

· способы передачи формы предмета (прерывная, непрерывная);

· характер линии при передаче изображения (резкость, плавность, размах);

· умение составлять новый цветовой тон, сочетать различные материалы (гуашь, восковые мелки, и т.д.), отбирать способы изображения в соответствии с создаваемым образом;

· умение использовать для большей выразительности образа изображение позы, движения, жестов, размера, деталей;

· умение передавать признаки сказочности (необычности цветовой характеристики, окружающей среды, одежды и т.д.).

Констатирующий эксперимент

Таблица 1. Результаты обследования уровня изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Фамилия, имя

/. Содержание рисунка

II. Особенности изображения

III. Проявления творчества в рисунке

IV. Проявления самостоятельности

V.Отношение к процессу и результату рисования

Общий балл

1

Якупова Э.

1

2

2

2

1

Средний уровень

2

Платунова Л.

3

3

2

3

3

Высокий уровень

3

Скакунова И.

3

3

3

3

3

Высокий уровень

4

Кудрявцев С.

2

1

2

2

2

Средний уровень

5

Фарвазова Л.

2

2

2

3

2

Средний уровень

6

Байтимирова Д.

2

2

2

2

2

Средний уровень

7

Петрова К.

3

3

3

2

3

Высокий уровень

8

Кильдиярова

3

3

3

3

3

Высокий уровень

9

Беренштейн Д.

2

1

2

2

2

Средний уровень

10

Ибрагимов Р.

1

1

2

1

1

Низкий уровень

11

Платунов В.

3

3

3

2

3

Высокий уровень

12

Ступина Л.

1

1

1

2

1

Низкий уровень

13

Ткаченко Д.

1

1

1

1

1

Низкий уровень

14

Хисматуллина Э.

3

3

3

3

2

Высокий уровень

15

Соловьев С.

2

2

2

2

1

Средний уровень

16

Коберман с.

3

3

3

3

2

Высокий уровень

17

Ефимова А.

1

1

1

1

1

Низкий уровень

18

Юферов П.

2

2

2

2

2

Средний уровень

19

Сафиуллин Д.

1

1

2

1

1

Низкий уровень

20

Шайхутдинова Л.

1

1

1

1

1

Низкий уровень

49,9% (Платунова Л., Скакунова И., Петрова К., Кильдиярова Г., Платунов В., Хисматуллина Э., Кберман С.) детей имеют высокий уровень сформированности изобразительных умений и навыков. Но у большинства детей недостаточно развито творческий подход к изображению.

36,6% имеют средний уровень (Юферов П., Соловьев С., Береншейн Д., Байтимирова Д., Фарвазова Л., Кудрявцев С., Якупова Л.) у данных детей присутствуют однообразие в цветовой гамме рисунков, недостатки технического оформления, недостаточно развит творческий подход и самостоятельность в работе.

14,5% имеют низкий уровень (Шайхутдинова Л., Сафиуллин Д., Ефимова А., Ткаченко Д., Ступина Л., Ибрагимов Р.) имеют несформированные умения и навыки изобразительной деятельности. Также в работах данных детей присутствует недостаток творчества и несамостоятельность в работе.

Таблица 2. Результаты исследования сформированности изобразительной деятельности по замыслу

Фамилия

Балл

Качественный анализ

1

Якупова Э.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности

1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ

...

Дидактические игры по цветоведению

Дидактические игры на занятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной деятельности детей

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека...

Дифференцированный подход к учащимся при обучении двигательным действиям

2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками при дифференцированном подходе

В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на: - метод разучивания упражнения по частям (расчленено-конструктивный); - метод разучивания упражнения в целом...

Изобразительная деятельность детей среднего дошкольного возраста

Глава 1. Развитие изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет...

Изобразительное творчество детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей

Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Т.С...

Коррекция зрительных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках рисования

I.1. Значение изобразительной деятельности в развитии умственно отсталых детей

Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта...

Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников

1.1 Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности

Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, распространено мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения...

Обучение двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе

1.2 Использование технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в учебном процессе при овладении двигательными умениями и навыками

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения...

Применение игровых педагогических технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству в школе

1.2 Возрастные особенности психофизиологического развития детей и их изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития ребенка. В разных ее видах (рисовании, лепке, работе над аппликацией и т.д.) у него развивается особая форма познания окружающего мира в процессе его восприятия...

Проблема развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

2. Выявить уровень развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

3. Разработать систему логопедической работы выявления уровня развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) Методы исследования: 1...

Процесс обучения иноязычной диалогической речи на среднем этапе обучения

1.3 Уровни овладения учащимися знаниями и умениями в говорении

Базовый уровень: · Кратко отвечать на вопросы, что слышит или видит · Имитировать с аппроксимативным произношением и интонацией · Отвечать на вопросы, что видит или слышит, используя простые предложения. Давать или находить простую информацию...

Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста

2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация...

Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с речевыми нарушениями в процессе изобразительной деятельности

1.2 Методика изобразительной деятельности детей 3-4 лет

В возрасте 3-4х лет воспитатель должен знакомить детей с доступными для их понимания произведениями изобразительного искусства. Это прежде всего картинки с отображениями явлений природы в разное время года, иллюстрации русских народных сказок...

Развитие описательной речи у детей 5-ого года жизни (по игрушке)

1.2 Особенности овладения дошкольниками навыками описательной речи

Для понимания особенностей овладения дошкольниками навыками описательной речи как формы контекстной монологической речи, необходимым является анализ развития форм и видов детской речи...

Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности

Глава 2. Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности

...

^