2.1 Типология индивидуальной работы с учащимися начальных классов
Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:
- индивидуальные занятия на уроке;
- организация парной и групповой работы с использованием индивидуальных разноуровневых заданий;
- формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником («Мой образ зимы», «Моя математика», «Что я понимаю под словом» и т.п.);
- предложение ученикам составить план занятия для себя; выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы; индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени [18].
В индивидуальной работе с детьми педагогам целесообразно руководствоваться следующими принципами:
- установление и развитие не только деловых, но в большей степени межличностных контактов на уровне «учитель-ученик»;
- уважение самооценки личности ученика;
- вовлечение ученика в максимально возможное количество видов деятельности для выявления его способностей и свойств характера;
- постоянное и постепенное усложнение заданий и повышение требовательности к ученику в ходе личностно-ориентированного взаимодействия;
- создание адекватной психологической атмосферы при взаимодействии, которая является эффективным средством реализации программы обучения и воспитания [19].
Современные отечественные педагоги предлагают следующие формы индивидуальной работы с учащимися [12]:
- индивидуальный подход на уроках в классе, использование элементов дифференцированного обучения, инновационных технологий, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- подготовка к участию и участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность учащихся;
- участие в работе творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- участие в конкурсах, играх, викторинах.
В условиях современной школы проектная деятельность младших школьников оказывает большое положительное воздействие на становление индивидуальных личностных качества ученика. Работа над проектом осуществляется под непосредственным руководством учителя, что является характерным примером индивидуальной работы с учеником.
Выделяются следующие этапы этого вида индивидуальной учебной деятельности [10]:
- мотивационный (учитель представляет общий замысел, создаёт положительную мотивацию; обсуждает с учеником идею);
- планирующий (ученик во взаимодействии с учителем предлагает тему и цель проекта, формулирует задачи, совместно вырабатывается план действий);
- подготовительный (ученик собирает материал, работает с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует);
- рефлексивно-оценочный (ученик представляет проект, участвует в коллективном обсуждении и оценке результатов работы).
В индивидуальной работе учителя с учеником важно не только взаимодействие на уроке, но также вовлечение ученика в участие во внеклассных мероприятиях.
Внеурочная, внеклассная индивидуальная работа является одним из успешных способов работы с детьми, и его можно определить как способ организации свободной самостоятельной деятельности ребенка при целесообразном руководстве педагога. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм внеклассной работы. В основе их классификации заложены главные средства воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять способов воспитательной работы с младшими школьниками:
- словесно - логические;
- образно - художественные;
- трудовые;
- игровые;
- психологические.
Индивидуальная работа с учащимися предполагает также коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективно-мотивационное учение, усиление акцента в обучении на самостоятельность в познавательной деятельности.
Раскрытие и совершенствование индивидуальности в начальной школе происходит в процессе овладения знаниями основ наук. Поэтому попытка ввести индивидуализацию учения посредством освобождения школьника от учебных предметов, которые ему трудно даются, и усиление тех, которыми он легко овладевает, не является правильной с точки зрения всестороннего развития личности.
Нельзя признать правильным и решение вопроса об индивидуализации учения посредством сокращения программы для одних учеников и видоизменения её для других. Приспосабливаться к уровню развития учащихся - значит выявить у ребенка слабыми сторонами и отказаться от средств их преодоления [5].
Таким образом, использование индивидуальных форм работы предполагает решение важнейшей задачи: изучить ученика, рассмотреть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, и опираться на эти знания в процессе взаимодействия. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности.
- Введение
- 1. Теоретические основы индивидуальной работы с учащимися в начальной школе
- 1.1 Роль индивидуальной работы с младшими школьниками в образовательном процессе
- 1.2 Особенности младших школьников, нуждающихся в индивидуальной работе с учителем
- 1.3 Основные педагогические проблемы начальной школы
- 2. Индивидуальная работа учителя начальных классов с учащимися
- 2.1 Типология индивидуальной работы с учащимися начальных классов
- 2.2 Выбор вида и методов индивидуальной работы
- 2.3 Примеры индивидуальной работы учителя в младшей школе
- 2.4 Обсуждение результатов индивидуальной работы учителя в младших классах
- Заключение
- Петрова л.И. Подготовка учителя начальных классов к воспитательной работе с детьми.
- Лекция №10 Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов
- 2. Должностные обязанности учителя начальных классов
- 2.1. Индивидуальная работа с родителями учащихся
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Диагностика чтения у учащихся начальных классов
- 9. Профессиональные знания и умения учителя начальной школы. Специфика деятельности учителя начальных классов. Личность учителя начальных классов.
- Планирование воспитательной деятельности учителем начальных классов.