Индивидуальная работа учителя начальных классов с учащимися

курсовая работа

1.2 Особенности младших школьников, нуждающихся в индивидуальной работе с учителем

Начало школьного периода характеризуется принципиальным изменением всей жизни ребенка. Главное при этом - совершенно новая система отношений с учителем, который в глазах ребенка является не заместителем родителей, а полномочным представителем общества [20].

Школьников, требующих индивидуальной работы с ними педагога, или индивидуального подхода, в соответствии с их особенностями можно объединить в следующие группы:

1) школьники с положительным отношением к учебе, но с невысокой способностью к обучению; исходя из оценочной системы, такие дети являются «неуспевающими»; в силу индивидуальных и социальных причин часть этих детей компенсирует свою неуспешность какой-либо практической деятельностью, часть - нет; у этой группы детей вырабатывается заниженная самооценка, что затрудняет работу в коллективе. Основная направленность работы с этими учащимися - развитие их мыслительной деятельности, логических действий и самостоятельности;

2) школьники с высокими умственными способностями, но с резко отрицательным отношением к учебе; результат - неуспеваемость, желание заниматься только тем, что им нравится, конфликты в коллективе. Часть этих детей компенсируют нежелание выполнять задания учителя каким-либо другим интеллектуальным занятием (чтение); они тяготеют к коллективу, индивидуальные занятия приносят быстрый и реальный результат. Неуспех в обучении другой группы связан с устойчивой негативной моральной установкой по отношению к школе и учителю (зачастую из семьи или другой социальной группы людей); индивидуальные занятия приносят пользу по прошествии длительного времени;

3) школьники с низким уровень умственного развития и отрицательным отношением к учению. Противоречие здесь заключается в следующем: для того чтобы вызвать положительное отношение к учению, необходимо таким учащимся давать легкие задачи, но для того чтобы развить интеллект, нужны относительно трудные задачи. Целесообразно строить индивидуальную работу с такими детьми следующим образом: вначале давать легкие задания, чтобы дети начали получать удовольствие от самой учебной деятельности, и постепенно их усложнять (см. п.2.3).

Понятие «неуспевающие дети» довольно неточное, но в современной школе повсеместно применяемое. Эти дети прежде других нуждаются в индивидуализации процесса обучения. Целесообразно подробнее рассмотреть феномен неуспевающего ученика.

Неуспевающий ученик, находясь в коллективе, переживает ситуацию неуспеха каждодневно, при получении неудовлетворительных оценок. Это не способствует его личностному становлению и развитию, занижает его самооценку, создает множество комплексов коммуникативного плана.

Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые неудовлетворительные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют их получению.

Другая категория детей - «слабоуспевающие»; ими принято считать учащихся, которые имеют недостаточно высокие умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти. К этой категории обычно относят и тех, у кого отсутствует учебная мотивация.

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Они без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих.

Педагоги выделяют три основные причины неуспеваемости:

1. Физиологические.

2. Психологические.

3. Социальные.

Далее мы перечислим основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей для выявления именно тех, которые нуждаются в индивидуальной с ними работе:

1) изучение личности ребёнка через его деятельность;

2) изучение положения школьника в коллективе;

3) изучение личности в развитии;

4) условия семейного воспитания.

Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить индивидуальные особенности учеников часто интуитивно, подсознательно.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств - младший школьный возраст. Чем младше ребенок, тем непосредственнее воспитание, тем больше ребенок верит учителю, безоговорочно подчиняется авторитету. Поэтому в младшем школьном возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать к дисциплине, поведению в обществе.

Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о потенциальном снижении возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов [9].

Делись добром ;)