Анализ своеобразия речевого развития детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости
Введение
В настоящее время под умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением мозга [27]. При этом наблюдаются качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.
Речевое развитие детей с недостатками интеллекта следует рассматривать как одно из приоритетных коррекционных задач, поскольку речь является не только инструментом для общения, обмена мыслями и информацией между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления. Речь человека играет большую роль и в других психических процессах: организует восприятие предметов или явлений, облегчает их различение и узнавание, участие в процессах памяти придает ей логический, осмысленный характер, существенную роль играет в волевых процессах и т.д.
Знание особенностей речевого развития, выявление специфике недоразвития речи у детей, имеющих умственную отсталость, является непременным условием коррекционно-педагогических воздействий на развитие детей этой категории.
Цель нашего исследования - выявление особенностей речевого развития детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста.
Объект исследования - своеобразие речевого развития детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости.
Выдвинута гипотеза о том, что речь детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеет особенности развития, выраженные в недостаточности развития всех ее компонентов.
В ходе исследования были поставлены задачи:
1. Рассмотреть понятие речевой деятельности, виды речевой деятельности и их характеристики;
2. Изучить возрастные особенности развития речи детей младшего школьного возраста;
3. Дать характеристику понятия умственной отсталости, рассмотреть причины, вызывающие умственную отсталость у детей;
4. Изучить своеобразие речевого развития детей, имеющих легкую степень умственной отсталости;
5. Сделать сравнительный анализ развития речи детей с нормальным психическим развитием и детей с легкой степенью умственной отсталости;
6. Разработать методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
речевой умственный отсталость интеллектуальный дидактический
Глава I
Особенности речевого развития детей в младшем школьном возрасте