Индивидуальная помощь успеваемости подростка в процессе социального воспитания

курсовая работа

2.1 Характеристика объекта и методик исследования

Анализ современной социально-педагогической литературы по проблеме работы социального педагога со слабоуспевающими подростками в процессе социального воспитания, стал основой изучения личностных особенностей слабоуспевающих подростков.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №3 г. Сергача, Нижегородской области.

В исследовании приняли участие 19 испытуемых, из них 13 девочек, 6 мальчиков в возрасте 12-13 лет, 7 «А» класс.

В экспериментальную группу исследования входило 9 детей (3 мальчика и 6 девочек). У одной из девочек родители страдают алкоголизмом, при этом у троих Максим П., Антон К., Александр Ж. неполные семьи, они воспитываются матерями.У детей этой группы отмечается повышенная раздражительность, агрессивность, резкое снижение самооценки, депрессивное состояние.

В контрольную группу исследования вошли 10 детей (3 мальчиков и 7 девочек). 8 детей имеют оценки по успеваемости «4» - «5», остальные «3» - «2». Мальчики, чаще всего нарушители дисциплины, а девочки имеют узкий круг общения. Семьи малообеспеченные, работающие на нескольких работах и не уделяют достаточно времени для воспитания и контроля учебы своих детей.

При изучении слабоуспевающих подростков нами были использованы следующие методики: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; тест самооценки «Лесенка» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн); анкета оценки уровня школьной мотивации (Н. Г. Лусканова).

Особенностью этих методик является то, что они доступны и удобны в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом и социальным педагогом в условиях психологического консультирования.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, применяется для диагностики уровня и характера школьной тревожности. С помощью методики Филлипса можно оценить общий уровень тревожности и ее составляющие [51, (дата обращения: 12.05.15г.)].

Использование данной методики позволяет выявить изменения эмоционального состояния, страх самовыражения, страх перед проверкой знаний на уроке, страх несоответствия окружающим. Методика Филлипса может проводиться и в групповой, и в индивидуальной форме, ее проведение не требует больших временных затрат (до 20 мин.). Она весьма полезна в исследованиях адаптации к учебе, особенно в работах по выявлению проблем в отношениях с учителем, проблем в самой учебе. Но она не является радикальным способом разрешения школьных проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов данной проблемы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит, прежде всего, от искренности и заинтересованности исследуемого, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Общая схема действий при исследовании, по методике Филлипса, заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов исследования формулируются основные положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь должна быть полная анонимность и отсутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводиться тестирование, иначе методика окажется малоэффективной. Требование экспериментатора отвечать искренне нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы методики выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый исследуемый обязан отвечать на них, выбирая всего лишь один ответ: да либо нет.

В своей работе мы использовали методику диагоностики уровня школьной тревожности Филлипса, с целью изучения школьной тревожности. Детям давалась инструкция: «подумайте и запишите на листочках ответы на вопросы опросника. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Более подробно методика представлена в приложении 1.

Тест самооценки «Лесенка» Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн применялся в целях изучениях уровня адекватности самооценки школьников подросткового возраста [51, (дата обращения: 12.05.15г.)].

Для выполнения задания предлагалась ручка и бланк, на котором расположено 4 шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье.

Инструкция испытуемому: «на нарисованных ступеньках лестницы, обозначающих здоровье, умственное развитие, характер и счастье, укажите свое место на этих ступеньках всех лестниц».

Самооценка считается адекватной, если испытуемый указывает «свое место», как правило, на 4-5 ступнях, то есть, чуть выше среднего или к зоне середины.

Более подробно методика представлена в приложении 2.

Анкета оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой предназначена для определения уровня школьной мотивации. Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для группового анкетирования. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение -- положительной динамикой в обучении и развитии подростка.

Более подробно методика представлена в приложении 3.

Таким образом, для получения более широкой и достоверной информации об особенностях индивидуальной помощи слабоуспевающим подросткам в процессе социального воспитания в дальнейшем нами будут применены вышеописанные методики. При выборе методик учитывалось их доступность для изучения особенностей индивидуальной помощи слабоуспевающим подросткам в процессе социального воспитания, пригодность данной методики для групповых и индивидуальных исследований, возможность математической обработки добытых результатов.

Делись добром ;)