Изучения проблемы педагогической поддержки первоклассников с риском дезадаптации

курсовая работа

1.1 Феномен адаптации детей к обучению в школе

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что период 6-8 лет - по праву можно считать одним из наиболее трудных периодов в жизни ребенка. На данном этапе ребенок начинает осознавать свое ограниченное место в системе отношений со взрослым, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Ребенок вступает в отношения с обществом как с совокупностью людей, которые осуществляют обязательную, общественно значимую и полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении поскорее пойти в школу.

Основными особенностями систематического школьного обучения являются:

1. с приходом в школу ребёнком начинает осуществляться общественно значимая и общественно оцениваемая деятельность, именуемая учебной деятельностью;

2. особенностью систематического школьного обучения считается, требование обязательного выполнения ряда одинаковых для всех правил, которым подчинено всё поведение ученика во время его пребывания в школе.

Поступление в школу требует определенного уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:

1. Показатель интеллектуального развития. Он несёт в себе информацию об уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребёнка.

адаптация школа педагогическая поддержка

2. Показатель эмоционального развития. Он отражает уровень эмоционально - экспрессивного развития, его личностный рост.

3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.

4. Уровень школьной зрелости ребёнка в дошкольный период.

По мнению Л.И. Божович [17, с.160-166], переход от дошкольного детства к школьному можно охарактеризовать решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Важно заметить, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение является не просто деятельностью по усвоению знаний и не только способом подготовки себя к будущему. Учение теперь осознается и переживается ребенком как его участие в повседневной жизни окружающих людей.

Все эти условия приводят к тому, что школа начинает занимать центральное место в жизни ребенка, наполненной его собственными интересами, взаимоотношениями и переживаниями. При этом внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание и характер, нежели в дошкольном возрасте: теперь она, прежде всего, связана с его учебой и учебными делами. Следовательно, то, как маленький ученик справляется со своими школьными обязанностями, удачи или неудачи в учебных делах, имеет для него особую аффективную окраску. Потеря же соответствующего положения в школе и неумение оказаться на высоте вызывает у него переживание потери основного стержня своей жизни, социальной почвы, стоя на которой он может чувствовать себя членом единого общественного целого. Таким образом, к вопросам школьного обучения нельзя отнести только вопросы образования и интеллектуального развития ребенка, так как это еще и вопросы формирования его личности, вопросы воспитания и адаптации.

Под адаптацией в широком смысле понимают приспособление строений и функций индивида к условиям среды [46, с.80]. Она протекает на двух взаимосвязанных уровнях: физиологическом (гомеостатическое уравновешивание организма) и психологическом (адаптация к социальным уровням).

В отечественной психологии приводится такое определение психологической адаптации: "Психологическая адаптация представляет собой процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, процесс которой позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды" (Петровский А.В., 2004) [46, с.130].

Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Г.М. Чуткина выделяет несколько уровней социально-психологической адаптации ребёнка к школе:

1. Высокий уровень адаптации.

Ребёнок проявляет положительное отношение к школе, предъявляемые к нему требования воспринимает адекватно. Учебный материал усваивается ребенком с легкостью, он глубоко и в полной мере овладевает программным материалом. Без затруднений решает усложненные задачи, всегда прилежен, внимательно выслушивает указания и объяснения учителя и без внешнего контроля выполняет все его поручения. Ребенок проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (он всегда готов ко всем урокам), общественные поручения выполняются им охотно и добросовестно; он занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации.

У ребенка наблюдается положительное отношение к школе, её посещение не вызывают никаких отрицательных переживаний. При подробном и наглядном изложении учителем учебного материала, понимает и усваивает основное содержание учебной программы, самостоятельно может решать типовые задачи. При выполнении заданий, поручений или указаний взрослпго ребенок, при должном контроле, сосредоточен и внимателен, однако без внешнего контроля бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для себя интересным. Такие дети добросовестно выполняют общественные поручения, дружат со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

У первоклассника наблюдается отрицательное или индифферентное отношение к школе, он часто жалуется на здоровье. Достаточно часто у него преобладает подавленное настроение. Ребенком периодически нарушается дисциплина. Объясняемый учителем материал усваивается им фрагментарно, а самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. К урокам такие дети готовятся нерегулярно, им необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. При увеличенных паузах для отдыха у ребенка сохраняется хорошая работоспособность и концентрация внимания, однако для понимания нового материала и решения задач по образцу ему требуется значительная помощь учителя. Общественные поручения может выполнять только под контролем и в основном без особого желания. Ребенок всегда пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть своих одноклассников [54, с. 21-24].

Говоря об адаптации нельзя не сказать о дезадаптации. Под дезадаптацией в широком смысле понимают функционирование индивида, неадекватное его психофизиологическим возможностям и потребностям и / или условиям среды и (или) требованиям микросоциального окружения (А.А. Северный, 1995).

Под "школьной дезадаптацией" понимают социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребёнка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности.

Вострокнутов Н.В. в своём исследовании выделяет такие признаки школьной дезадаптации:

1. неуспешность в обучении по программам.

2. постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения как к отдельным предметам, так и к обучению в целом, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учёбой.

3. систематически повторяющиеся нарушения поведения. (Вострокнутов Н.В., 1995) [21, с.8-11].

Н.В. Вострокнутовым также выделены следующие типы школьной дезадаптации:

1. Депривационный вариант.

Данный тип характеризуется условиями семейной, чаще "материнской" депривацией или социально-средовыми условиями интернатного содержания с раннего детства (отказные дети; дети, рано лишившиеся родительского попечения). Основным механизмом являются бедность и недостаточность эмоциональных контактов в общении с ребёнком, безучастность к его личностному развитию. Навыки вербально-логического мышления практически не формируются, поэтому такие дети предпочитают использовать наглядно-действенные способы для овладения окружающим миром. С задержкой происходит формирование таких личностных свойств, как инициативность, любознательность с нарушениями как игровых, так и социально-коммуникативных навыков, трудности речевого контакта, неразвитость способностей к игровому перевоплощению в различные ролевые образы. Бедность познавательного, игрового, коммуникативного опыта приводит к тому, что с первого класса такие дети испытывают затруднения в усвоении программ обучения, а в трудных ситуациях предпочитают пассивность и бездействие.

2. Индуцированный вариант.

Характеризуется условиями чаще асоциальной и дезорганизованной семьи с постоянными противоречиями по своей направленности конфликтными отношениями. В таких семьях часто можно наблюдать привычное разрешение ссор через драки, конфликтно-возбудимые формы эмоционального реагирования с культивированием жестокости и агрессивности. Вторичные нарушения познавательной активности с лихвой компенсируются здесь асоциальным бытовым опытом.

3. "Конфликтно-невротический" вариант развития.

Этот тип можно охарактеризовать условиями внутрисемейного, школьного конфликта, который сопровождается постоянно нарастающим психическим напряжением, негативными эмоциональными переживаниями с чувством тревожного ожидания, неудачи или поражения, необходимостью затрачивать значительные усилия для удовлетворения своих потребностей, запросов или ожиданий взрослых. Сохраняется податливость к воспитательным воздействиям, особенно с положительным эмоциональным подкреплением доверия, похвалы, поддержки лабильной и низкой самооценки.

4. "Патологический" вариант развития.

В своей основе имеет достаточно выраженные клинические нарушения. (Вострокнутов Н.В., 1995) [21].

Изучая поведение детей, Т.В. Дорожовец было выявлено три дезадапционных стиля:

1. Аккомодационный стиль. Он отражает стремление ребёнка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.

2. Ассимиляционный стиль. Он характеризуется стремлением ребёнка подчинить социальную среду своим потребностям.

3. Незрелый стиль приспособления. Связан с психологической незрелостью ребёнка младшего школьного возраста, речь идёт о неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития.

Повышенная степень выраженности каждого из этих стилей приспособления ведёт к школьной дезадаптации.

Причины дезадаптации крайне разнообразны. Э.М. Александровская и Н.Г. Лусканова считают, что эти причины могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально-бытовыми условиями, отклонениями в психическом и физическом развитии ребёнка. К числу факторов, нарушающих процесс адаптации к школе, также можно отнести особенности семейной микросреды и стиля воспитания (невысокий уровень образпванности родителей, конфликтная ситуация в семье из-за алкоголизма или наркомании) [4, с.32-43].

Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова (1985) после проведения многочисленных исследований младших школьников получили возможность выделить три важнейшие сферы трудностей первоклассников, которые также могут соотноситься с рассматриваемыми уровнями школьной адаптации ребенка и характеризуют факторы, приводящие к ее нарушению. Первая группа трудностей обусловлена тем, что дети не понимают специфическую позицию учителя, его профессиональную роль, а также неправильно воспринимают ситуацию урока. Вторую группу трудностей связывают с недостаточным развитием общения и способности взаимодействовать с другими детьми, со сверстниками. Третья группа трудностей обусловлена специфическим отношением ребенка к самому себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Безусловно, все эти трудности, в зависимости от степени их выраженности, приводят к различным проблемам прохождения процесса школьной адаптации ребенка и, соответственно, способствуют различной степени выраженности дезадаптации [35, с.30], [36].

Выделяют такие стадии школьной дезадаптации:

1. Преддезадаптация.

К проявлениям на этой стадии относят двигательную гиперактивность, синдром дефицита внимания, эмоционально-волевую незрелость, сложности в самоорганизации и другие. Однако эти признаки не всегда сразу приводят к проблемам в обучении, общении. Стадия начинается с приходом ребёнка в первый класс и продолжается около одного, иногда двух месяцев.

2. Минимальная степень школьной дезадаптации.

К проявлениям на этой стадии можно отнести незначительные нарушения поведения, невнимательность ребенка, периодические замечания со стороны учителя. Ребенок охотно выполняет только те задания, которые вызывают у него интерес. Часто существуют неудачи в изучении отдельных предметов или же в большинстве из них, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, низкий социальный статус.

3. Средняя степень школьной дезадаптации.

На данной стадии проявления, которые характерны для 2-й стадии усиливаются. Постепенно появляются стойкие проблемы в изучении отдельных предметов. Ребёнка могут не аттестовать вообще или же аттестовать неудовлетворительно по одному или нескольким учебным предметам. Часто наблюдаются нарушение поведения, удаление с уроков, а также прогулы, постоянное невыполнение домашних заданий, ложь, игнорирование отдельных общественных норм, нарушенные отношения с одноклассниками, низкий социальный статус, общение в основном с такими же неуспешными учениками.

4. Максимальная степень школьной дезадаптации.

К проявлениям на этой стадии относят: неуспеваемость ребенка по всем основным предметам, серьезные проступки, и даже асоциальное поведение: грубость с окружающими, уходы из дома, воровство. Класс (и школа) не являются референтной группой для ребенка. Он не разделяет ее нормы и ценности и ищет возможность быть принятым вне школы. [25, с.15]

Из всего вышесказанного, можно резюмировать, что первый класс школы считается одним из наиболее существенных критических периодов в жизни ребенка. Психологи отмечают, что все дети - первоклассники переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Школа же уже с первых дней ставит перед ребенком ряд задач. Первокласснику необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, осваивать школьные нормы поведения, приобщаться к классному коллективу, приспосабливаться к новым условиям умственного труда и режиму.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что термин "адаптация", по мнению А.В. Петровского, представляет собой процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, процесс которой позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.

Под адаптацией к школе понимают перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Процесс адаптации ребенка к школе принято разделять на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряженности функциональных систем организма:

1. ориентировочный

2. неустойчивого приспособления

3. период относительно устойчивого приспособления.

Продолжительность каждого из этих трех этапов адаптации бывает разной, а наиболее сложным является первый месяц.

Делись добром ;)