Изучение особенностей учебной мотивации первоклассников с задержкой психического развития

курсовая работа

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования учебной мотивации первоклассников с задержкой психического развития

По итогам проведенной работы было выявлено, что у первоклассников с ЗПР преобладают: игровой мотив - 6 чел. - 40%; мотив получения отметки - 5 чел. - 33%; внешний (подчинение требованиям взрослых) мотив - 4 чел. - 27%; социальный мотив - 0 чел.- 0%; позиционный мотив - 0 чел.- 0%; учебный мотив - 0 чел.- 0% (см. Приложение 3).

При этом, говоря об уровне мотивации, были получены следующие результаты: очень высокий уровень мотивации - 0 чел. - 0%; высокий уровень мотивации - 0 чел. - 0%; нормальный (средний) уровень мотивации - 2 чел. - 13%; сниженный уровень мотивации - 6 чел. - 40%; низкий уровень мотивации - 7 чел. - 47% (см. Приложение 4).

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что у всех первоклассников с ЗПР мотивационные факторы учебной деятельности не сформированы должным образом. Не все мотивы осознаются учащимися в равной степени, плохо осознаются учебные мотивы, связанные с процессом обучения. Для детей данной категории очень значима отметка, которая играет побудительную роль, хотя это осознают не все учащиеся. Одна из важнейших задач коррекционной работы состоит в том, чтобы понимаемые мотивы сделать побуждающими, реально действующими.

Было установлено, что структура мотивационной деятельности первоклассников с ЗПР имеет ряд специфических черт. Игровые мотивы для них являются более актуальными. Интеллектуальная задача, не привлекательная сама по себе, под действием игрового мотива становится интересной для младших школьников с ЗПР.

В ходе исследования выявлено, что большинство первоклассников с ЗПР обладают значительными потенциальными возможностями развития мотивационной сферы и, как следствие, повышения интереса к учебной деятельности. Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей данной категории является формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, а также ее устойчивости.

В ходе реализации задач эмпирического исследования выделены индивидуальные особенности мотивационных факторов учебной деятельности первоклассников с ЗПР, выявлены особенности проявления мотивационных факторов испытуемых.

Значимую силу для этих детей имеет интерес к игровой деятельности. Следовательно, учителю на уроках необходимо включать игровой и занимательный материал. Немаловажным побудителем к учению является также внешнее воздействие учителей, воспитателей, родителей и неосознанная привычка подчиняться школьным порядкам.

Мотив получения отметки связан у детей с получением одобрения, похвалы, поощрения и эмоциональной поддержки учителя. Учитель является значимой и авторитетной фигурой для детей младшего школьного возраста.

Таким образом, результаты эмпирического исследования позволили подтвердить взаимообусловленность мотива и продуктивности учебной деятельности, а также выявить необходимость проведения работы по развитию мотивационных факторов деятельности учащихся и способствовать построению мотива непосредственно самими школьниками, что и будет являться точкой опоры для дальнейших исследований.

учебный мотивация первоклассник задержка

Делись добром ;)