Изучение однородных членов предложения в начальной школе

дипломная работа

2.1 Анализ школьных программ и учебников по русскому языку для начальной школы

Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе.

В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены предложения (второстепенные - без разделения на виды). Учащимся даются сведения о предложениях распространенных и нераспространенных, предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, да и без союзов). Везде, где это возможно, синтаксис изучается в тесной связи с морфологией. Проводится синтаксический разбор предложения: выделяется основа предложения, определяется, какой частью речи выражен тот или иной член предложения, и дается грамматическая характеристика части речи в пределах уже изученных сведений. Ведется систематическая работа по установлению связи слов в предложении, выявлению главных членов предложения и словосочетаний, составлению предложений.

В 4 классе по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко дается понятие о сложных предложениях (с союзами а, и, но и без союзов).

В системе З.В. Занкова на раздел грамматика отводится 100 часов (второстепенные члены предложения: определение и дополнение и однородные члены предложения, запятые при однородных членах предложения).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 класса:

Учащиеся должны знать:

главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;

однородные члены предложения.

Учащиеся должны уметь:

распознавать предложения с однородными членами;

выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала).

Образовательная программа для 1-4 классов выделяет следующие требования при изучении однородных членов предложения:

1) обогащение, уточнение и активизация пунктуационных навыков детей, правильное употребление знаков препинания;

2) на протяжении всех четырех лет обучения должно уделяться должное внимание приобретению пунктуационных навыков письма [Вохмянина, 2001: 5].

Мы сравнили учебники построенные по принципу традиционной [М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка.4 класс] и развивающей системе обучения [А.В. Полякова. Русский язык.3 класс, часть 2] на предмет отражения упражнений и правил об однородных членах предложения.

Автор и название учебника

А.В. Полякова. Русский язык.3 класс, часть 2.

М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка.4 класс.

Правила, данные в учебнике

Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называются однородными. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения: Ученики читают, пишут, решают и рисуют. На лугу росли красные, жёлтые, синие цветы.

Однородные члены предложения соединяются друг с другом союзами и, да. Если союзов между однородными членами предложения нет, то они разделяются запятыми: Лёд громыхал, трещал и ломался. В лесу были небольшие деревья да кустарники. Хороши белые, розовые, красные гвоздики!

Довольно часто в речи, когда бывает нужно подробнее, точнее что-то сообщить, показать, мы строим не несколько предложений, а одно, объединяя сведения. Например, мы к одному подлежащему присоединяем сразу несколько сказуемых или одно сказуемое относим к двум подлежащим. Таким членам предложения учёные дали особое название.

Члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом (другим членом предложения) и отвечают на один и тот же вопрос, называют однородными членами.

Однородными бывают не только главные, но и второстепенные члены предложения. Однородные члены могут соединяться между собой только перечислительной интонацией, а могут - союзами и, а, но, каждый из которых выполняет свою работу. Союз и лишь соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

Обычно в спокойной речи в начале предложения повторяют что-то известное, а потом сообщают новые сведения. Главные слова чаще всего помещают в конец предложения.

1. Упражнение на нахождение и выделение однородных членов предложения.

4 упр.

(457, С.89; 460., С.91; 461, С.91; 462, С.92.) 1. Прочитайте. Найдите однородные члены и укажите, какими членами предложения они являются.

Прислала мне тётя

Печенья,

Конфет,

Варежки,

Шарф

И горячий привет.

(О. Дриз)

2. Выпишите сначала главные члены предло-жения, потом словосоче-тания с однородными членами.

2 упр.

(467, С.183; 476, С.186) Прочитай ещё несколько предложений из книги М. Коршунова "Школьная вселенная". Назови отрывок так, чтобы стало ясно, что в классе недавно завершилось. Обрати внимание на выделенные союзы - тебе такие ещё не встречались.

Пуговицы теперь отсутствовали не только у Ковылкина, но и у Вовки. След от линейки был на лбу не только у Джавада, но и у Вадьки Батурина. Марусина коса не только развязалась, но и расплелась.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

"Приближенные вычисления" – разработка факультативного курса и проектирование творческой задачи для 7-8 классов

2. Анализ содержания школьных учебников

Чтобы определить роль темы “Приближенные вычисления” в школьной программе было проанализировано по три учебника для 5 и 8 классов, а также просмотрены учебники для других классов, чтобы найти применение приближенных вычислений...

Анализ языкового материала по теме: "Главные члены предложения" в учебниках по русскому языку для начальной школы

Глава 2. Сравнительный анализ учебников по русскому языку в разных

...

Дидактическая игра на уроках русского языка в начальной школе

2.1 Выявление интереса к русскому языку у учащихся начальной школы

Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью...

Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе

1.2 Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

Содержание курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала...

Изучение метода координат в курсе геометрии основной школы

1.2 Анализ школьных учебников

Хорошо известно, что, как бы ни строился школьный курс геометрии, в нем обязательно присутствуют различные методы доказательства теорем и решения задач. Среди таких методов важное место занимают такие методы...

Изучение темы "Треугольники" в курсе геометрии 7-9 классов средней школы

§ 1 Анализ школьных учебников по теме: "Треугольники" в 7-9 классе

...

Метод координат в школьном курсе геометрии

1.1 Анализ школьных учебников

координата плоскость решение задача В школьном курсе геометрии присутствуют различные методы решения задач и доказательства теорем, такие как векторный метод, метод геометрических преобразований, метод координат...

Методика использования дидактических карточек при изучении биологии в 6 классе

1.2 Анализ возможности современных школьных программ и учебников биологии 6 класса для формирования экологических знаний

В соответствии с новой концепцией биологического образования и действующим в настоящее время учебным планом приоритетными направлениями при обучении биологии в школе является увеличение значения экологических знаний и гуманизация учебного...

Наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся к урокам русского языка

1.4 Характеристика учебников по русскому языку в аспекте применения наглядности (в начальной школе) и характеристика учебников по русскому языку (в основной школе)

С целью анализа наглядного материала, используемого в учебных пособий в начальной школе,мы проанализировали ряд азбук, действующих в начальной школе: В.Г...

Особенности изучения темы "Поверхности вращения второго порядка" в школьном курсе математики

2.1.1 Анализ школьных программ и учебников по геометрии

На начальном этапе работы были проанализированы учебники геометрии следующих авторов: А.В. Погорелова (7-9 класс), А.С. Атанасяна (7-9 класс, 10-11 класс), И.Ф. Шарыгина (10-11 класс), А.Д. Александрова (9-10 класс)...

Площади плоских фигур в курсе геометрии основной школы

1.3 Анализ школьных учебников

Сравнительный анализ учебников будет проводиться как по теоретическому материалу, так и по задачному...

Развитие мышления младших школьников при изучении периметра и площади с использованием информационно-коммуникационных технологий

2.2 Анализ систем заданий учебников математики для начальной школы по темам «Периметр» и «Площадь» с точки зрения развивающего потенциала мышления

Анализ содержания тем «Периметр» и «Площадь» с точки зрения развития мышления в курсе «Математика» (авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.) В учебнике авторов М.И. Моро и др. (2 части) [30,31] ("Школа России")...

Разработка интерактивной экскурсии по современному Берлину на тему "Берлин в Великой Отечественной войне"

1.3 Анализ программы и школьных учебников

В Государственном общеобразовательном стандарте среднего (общего) образования по истории написано, что по теме Великой Отечественной Войны должны быть изучены следующие аспекты: - Причины, этапы и итоги Великой Отечественной войны...

Реализация дидактических возможностей MS Word в преподавании курса "Информатика" учащимся 4-х классов, частный аспект

1.2 Анализ программ по информатике начальной школы

В системе образования Казахстана в последнее время происходит значительные преобразования. Информатизация нашего образования происходит в виде новых компьютерных кабинетов в школах, доступности всемирной сети Интернет...

Формирование пунктуационных навыков у младших школьников

2.1 Возможности современных программ и учебников по русскому языку для организации работы над пунктуацией в начальных классах

Формирование пунктуационного навыка - процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. 1) Программа УМК «Гармония»...

^