Изучение коммуникативной культуре с точки зрения педагогики

курсовая работа

2.3 Методические основы учителя по формированию коммуникативных компетенций у школьников начальных классов

Мы знаем, что современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Формирование коммуникативных качеств обуславливается необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умения ее отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести ее систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.

Существуют различные методы и методики формирования и развития коммуникативной культуры у младших школьников.

В качестве примера мы рассмотрим одну из распространенных методик формирования коммуникативных умений у учащихся младших классов.

Цель методики - формирование коммуникативных компетенций у младших школьников через самооценку и определение своего места в окружающем мире.

Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо выполнять следующие действия:

1. Развивать личностные качества ребенка.

2. Формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, уважительное отношение к традиционным российским религиям через развитие толерантности.

3. Формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого обогащать личность новым социальным опытом.

Для эффективного достижения поставленной целей и решения определенных в методике задач педагогическую деятельность необходимо осуществлять определенной системной основе.

Система строится в соответствии со следующими принципами:

1. Личностно-ориентированный подход:

- учет индивидуальных и возрастных особенностей;

- опора на положительные качества личности ребенка;

- подкрепление индивидуальных успехов.

2. Деятельностный подход.

- мотивация деятельности, направленной на сотворчество;

- социальная значимость выполняемой деятельности;

- результаты совместной деятельности.

Для организации деятельности по формированию коммуникативных умений у младших школьников необходимо использовать совокупность следующих методов:

1. Метод педагогического наблюдения.

2. Метод личного примера.

3. Метод эмоционального воздействия на учащихся.

4. Метод убеждения.

5. Метод упражнений.

6. Метод диагностики.

7. Метод изучения литературы по интересующему вопросу.

8. Метод проектов.

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям учащихся младших классов.

В работе с детьми начальных классов, вариативно, необходимо использовать следующие приемы:

1. Коммуникативные приемы.

2. Организаторские приемы (связаны с организаторской деятельностью педагога, направленные на существование ситуации вокруг ребенка).

Для положительной реализации данной методики по формированию коммуникативных умений у младших школьников необходимо использовать следующие формы работы:

1. Игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, деловые, интеллектуальные.

2. Коллективные и творческие дела.

3. Мероприятия: конкурсы, общешкольные мероприятия, олимпиады, научно-практические конференции, КВН, спортивные мероприятия. Совместные посещения музеев, кинотеатров, походы в цирк, экскурсии.

4. Индивидуальная работа: беседы, контроль успеваемости, анкетирование и анализ результатов.

5. Работа с родителями: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальные консультации, анкетирование.

Подводя итог методическим основам педагога по формированию коммуникативной культуры у учащихся младших классов, мы можем позволить себе заключить, что существует множество методов и способов педагогического взаимодействия педагога с учащимися и их родителями, которые в конечном итоге позволят воспитать в младших школьниках умения и навыки коммуникативной культуры.

Делись добром ;)