Игра как средство активизации познавательной деятельности

дипломная работа

1.1 Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной деятельности

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников, относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. На обычном уроке учитель рассказывает и показывает, а ученики слушают и повторяют действия. При этом «сущность деятельности ученика состоит в восприятии, осознании и сохранении в памяти большего или меньшего объема полученной в готовом виде информации, которая становится его знанием»[17;36]. Современное общество заинтересовано в формировании личности активной, творчески мыслящей, с развитым интеллектом.[14;35] [5;6-7]. Таким образом, проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда когда учитель использует разные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. Предпочтительными кажутся те формы, которые как уже выше упомянуто называют «формами активного обучения» и которые способны заинтересовать учащихся стимулировать и мотивировать процесс познания. [13;31] Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, эта форма самоорганизации и саморегуляции учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом. [15;156]

Реализация принципа активности в обучении имеет, определяющие значение т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Знакомство с процессом познавательной деятельности целесообразно начать с рассмотрения ее структуры. М. Н. Скаткин считает что нельзя познавательную деятельность отождествлять с мышлением. "В познавательной деятельности - пишет он - имеют место не только процессы мышления, но и внимание, память, воля и др."

С. Л. Рубинштейн указывал еще на одну особенность в процессе познавательной деятельности в отличии от мыслительной всегда проявляется отношение человека к окружающему. Вместе с тем познавательная деятельность всегда осуществляется на базе мышления. Мышление - это основная форма, способ, психологический механизм познавательной деятельности. В анализе познавательной деятельности М.Н. Скаткин исходит из того, что она представляет собой сложную систему, в качестве "структурной единице" которой можно выделить познавательное действие.

Т.И. Шамова в своей книге "Активизация познавательной деятельности" познавательное действие рассматривает как более широкое понятие, чем "умственные операции". [42;13] Познавательное действие всегда предполагает получение нового познавательного результата. Познавательное действие характеризуется осознанием цели, в силу чего осознается и само действие, ведущее к достижению этой цели. Т.е., под познавательным действием имеется в виду осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи. Однако познавательное действие отличается от познавательной деятельности. Основное ее отличие Т.И. Шамова видит в том, что в отдельном познавательном действии не проявляются все необходимые этапы познания. Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

М. Н. Скаткин утверждал, что активизация познавательной деятельности направлена на улучшение процесса усвоения знаний, и на формирование активности и самостоятельности как качества личности школьников. Такая активизация - условие развития не только умственных возможностей ученика, но и личности в целом. Ученый труд творческого характера пробуждает интерес к знаниям и процессу учения, способствует развитию любознательности. [38;42] «Мы должны воспитывать так, -- писал В. А. Сухомлинский, -- чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряженная, утомительная работа школьника окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца... Активная жизнь детской мысли -- это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знании, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе». [41;75] Ряд исследователей говорит о том, что «много дает для активизации деятельности учеников организация их самостоятельной работы». [2;33] Так Дайри указывает, что самостоятельность признается качеством процесса познания, чертой личности учащегося, она проявляется в области мотивации, мышления, речи, практики, умения организовать свой учебный труд и т. д. Самостоятельная работа организуется при изучении нового материала, выполнении домашних заданий, проверке знаний, повторении и на основе всех источников (включая изложение учителя), из которых черпают знания учащиеся.[12;31] «Всякая попытка учителя «внести» в ребенка познание минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает… самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитании его личностных свойств и качеств». [33;192-193] [37;10] Давыдов отмечает, что учебный предмет должен быть построен на основе обобщений и теоретических понятий о нем. Но усвоение его содержания должно осуществляться школьниками путем самостоятельной учебной деятельности, [10;397] т.к. самостоятельность мышления следует рассматривать как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. [31;2] Т. И. Шамова выделяет активность внутреннею (мыслительную) и внешнею (моторную). В процессе изучения имеет место, как тот, так и другой вид активности.

Следуя за Шамовой Т. И. и Скаткиным М. Н. считаем что, активизация познавательной деятельности учащихся связана прежде всего с активностью мышления, внешняя (моторная) деятельность служит здесь главным образом средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль за ее протеканием.

В педагогической науке, как отмечает Лозовая, активность определяется как черта личности, которая характеризует отношение школьника к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения цели), формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности. [22;26]

В своих исследованиях Т. И. Шамова придерживается двух подходов в рассмотрении понятия познавательной активности. Согласно первому - познавательная активность рассматривается как деятельность, второму - как черта личности. Эти подходы, нельзя отрывать друг от друга. Познавательную активность необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат. Активность, будучи условием познания, не являются врожденной чертой личности - она сама формируется в процессе деятельности. Что касается активности учения, то она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно-волевых качеств ученика, и в тоже время сама активность влияет на качество деятельности.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную - познавательную деятельность имеет ориентировочно - исследовательский рефлекс. Биологический смысл этого рефлекса огромен. У человека этот рефлекс, проявляется в виде той любознательности, которая создает науку, дающею и обещающую нам высочайшую безграничную ориентировку в окружающем мире. Исследовательский рефлекс проводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной активности.

И. П. Павлов указал: на один общий признак ситуации, вызывающих ориентировочную деятельность - новизна как "своеобразный раздражитель" вызывает рассогласование с нервной моделью прошлого опыта, рассогласование включает механизмы деятельности по ориентировке в ситуации на основе ее психологического отражения. Такой новизной в учебном процессе может быть неизвестная учащимся информация (учебное содержание), необычная форма подачи материала, новый способ деятельности.

Занимаясь, вопросом формирования активности как черты личности Т. И. Шамова считает, целесообразным ввести промежуточный уровень активности.

Уровни познавательной активности она связывает, во-первых, с отношением ученика к учению, которое проявляется в интересе к содержанию усваиваемых знаний и самому процессу деятельности, во-вторых, со стремлением проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, а также овладеть способами деятельности.

В-третьих, показателем, характеризующим уровень познавательной активности, является мобилизация учеником нравственно-волевых усилий по достижению цели деятельности.

Опираясь, на эти показатели Т. И. Шамова дает трактовку каждому уровню познавательной активности.

Первый уровень - воспроизводящая активность - характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образу. Критерием этого уровня активности может служить стремление ученика понять изучаемое явление, которое проявляется на уроке в обращении к учителю с вопросом, в практической деятельности, систематическим выполнением домашней работы. Этот уровень активности отличается неустойчивостью волевых усилий школьника.

Характерным показателем 1-го уровня является отсутствие у учащихся интереса к углублению знаний, проявляющееся в отсутствии вопросов типа "почему?".

При организации воспроизводящей деятельности учитель пользуется объяснительно - иллюстративным методом преподавания, что и обеспечивает воспроизводящею активность ученика.

Второй уровень - интерпретирующая активность. Она характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явлений, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Критерием оценки сформированное™ этого уровня активности будет, вялятся наличие у школьника стремления узнать у учителя или из другого источника причину возникновения явления, проявляющегося в постановке вопросов типа "почему?", умения переменить знания в измененной ситуации. Характерным показателем 2-го уровня познавательной активности является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не оказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. На этом уровне активности ученик проявляет эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос.

Сущность деятельности педагога, стремящегося развивать познавательную активность школьников на втором уровне, связана с использованием информационно-поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковый характер деятельности ученика.

Третий уровень - творческий уровень активности характеризуется интересом с стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне активности школьники проявляют стремление переменить знания в новой ситуации, т. е. произвести перенос знаний и способов деятельности в условиях, которые до сих пор школьниками не были известны.

Критерием оценки сформированности третьего уровня познавательной активности может служить интерес ученика к теоретическому осмысливанию изучаемых явлений и процессов, самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в процессе познавательной и практической деятельности.

Характерная особенность этого уровня активности - упорство, настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Таким образом, активность в изучении рассматривается ею не как просто деятельное состояние школьника, как качество этой деятельности, в которой проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности, стремлением мобилизировать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно - познавательных целей. На уроке учитель специально создает определенные условия и использует систему средств, реализация которых обеспечивает активизацию учения. От выбора средств активизации и условий обучения зависит уровень познавательной активности школьников, т. е. Качество их познавательной деятельности.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения, формы организации учения школьников.

Исходя из психологической теории деятельности основным тезисом, который является мысль о том, что и обучение и развитие протекают только в процессе целенаправленной деятельности, Т. И. Шамова выводит основное требование к организации активного учения школьника: эффективное усвоение знаний и способов деятельности предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Практически построить систему средств активации учения на конкретном уроке можно, если их отбор будет проходить с учетом активизации каждого компонента учения и цели каждого этого процесса учебного познания.

Основываясь, на своих исследованиях, Т. И. Шамова дает рекомендации по организации процесса обучения с целью активизации учащихся на уроках. Для этого на начальном этапе используются такие приемы активизации, которые обеспечивают подведение учащихся к осознанию необходимости нового познания. С этой целью учитель может опираться на возможности таких средств обучения как учебник, учебные приборы, таблицы, карты, схемы, графики, использовать методически приемы типа предъявления логических заданий, создания проблемных ситуаций, применить фронтальную беседу или самостоятельную работу.

Совершенно права она и в том, что система средств активизации учения школьников должна обязательно быть адекватной цели начального этапа - формированию познавательного мотива.

На этапе восприятия новых знаний и их осмысления важно правильно подвести учащихся к обобщениям. С учетом этой цели средства активизации должны быть направлены на организацию деятельности школьников по выявлению главного, существенных связей между изучаемыми явлениями и процессам. Таким образом, средства активизации только тогда будут выступать как система, когда их отбор осуществляется, с учетом конкретной цели каждого этапа учебного познания и в своем единстве они воздействуют, на каждый компонент учения. Отдельно взятое средство активизации и даже их сочетание могут и не вызвать требуемого уровня активности школьников, если не будут соблюдены определенные дидактические условия.

Приоритетное место в процессе активизации учения Шамова Т.И. отдает формированию у учащихся положительных мотивов учения.

В процессе учения отмечается значимость мотивов познавательного характера. [8;14] Эти мотивы способны стимулировать исследовательскую и познавательную активность; осуществляемую без подкрепления, ради них самих.

Большое значение в этом принадлежит познавательной активности: Формирование познавательной потребности положительно сказывается на развитии мотивации и - личности, на качестве знаний, умственном развитии учащихся: формируется тип мотивации, где ведущим мотивом становится познавательная потребность; формируется личность высокой интеллектуальной активности; совершенствуются навыки самообразования знания становятся большими по объему выходят за пределы программ.

Итак, в основе познавательного мотива лежит познавательная потребность. Именно ее и нужно формировать т.к. потребность является первопричиной всех форм поведения и деятельности человека, К. Маркс и Ф. Энгельс называли потребности побудительными силами. Они писали: "Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем, ради какой-либо из своих потребностей".

Механизмом познавательной активности является познавательная потребность, которая и обеспечивает стремление к деятельности.

Потребность теснейшим образом связана с наличием у школьников устойчивых интересов, которые и обеспечивают систематическую, эффективную деятельность учащихся при овладении ведущими знаниями и способами деятельности. Именно это условие особо выделяется специалистами по данной проблеме. Так, Л.И. Божович справедливо считает; что познавательный интерес имеет огромную побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию; активно искать способы его средства удовлетворения "возникшей у него жажды знаний". [36;50-61]

Л. Н. Рожина утверждает: «побуждая школьников к активной познавательной деятельности, развивая их интерес к процессу познания, учитель создает условия для формирования активной, целеустремленной, деятельной и творческой личности. Интерес побуждает человека к поиску новых и более совершенных способов работы, расширению и углублению знаний, способствует возникновению увлеченности и наслаждения процессом обучения». [32;6] Как отмечает Дайри интерес в обучении во многом зависит от учителя, от методики урока и характера познавательной деятельности учащегося. [11;22] В исследовании Н.С. Лейтеса показано, что появление интереса в этой деятельности приводит не только к повышению результатов в исполнении этой деятельности, но и к "изменению самой личности, перестройке всей мотивации". Г.И. Щукина также указывает на то, что интерес выступает как "мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной".

Мы согласны с авторами и придерживаемся, мнения о том, что важным, условием активизации учения является сформированный постоянный интерес к знаниям, поддерживающий активное состояние школьников на всех этапах учебного познания.

Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников - показатель серьезных недостатков в организации обучения.

Познавательный интерес представляет собой проявление направленности личности на содержание и процесс познания, может сформироваться только в процессе деятельности.

"Устремленность к познанию, - пишет Г.И.Щукина, - желание охватить, возможно, полнее познанием данную научную область /учебный предмет/, изучить ее глубоко, основательно, стремление заниматься познавательной деятельностью, приобретать необходимые умения и навыки для рационального, быстрого и успешного ее протекания, вот в чем основная суть познавательного интереса. Значит предметом познавательного интереса является познавательная деятельность, как ее содержательная, так и операционная сторона.

А. А. Кузнецова, С. Д. Чуракова, В. М. Кузнецов пишут о том, что проблема интереса - это не только вопрос о хорошем, эмоциональном, состоянии детей на уроках, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиям доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Вместе с тем, как замечает Швайко, в школе пока не прививают навыки, позволяющие самостоятельно управлять своей познавательной активностью.

Каждого школьника можно научить управлять своей познавательной активностью.

Для этого у него необходимо сформировать оптимальную, целевую установку активизировать самоконтроль за пониманием, повысить мыслительных операций, глубину и четкость их осознания.

Необходимым условием глубокого и прочного усвоения знаний, расширение кругозора учащихся, развитие их склонностей и способностей является воспитание у них разносторонних интересов.

Для того чтобы знания, приобретенные на уроке, были осознанными и глубокими, необходимо активное отношение школьников к учебной работе. Активность же - это результат интереса, вызванного глубоким идейным и научным содержанием изучаемого материала, его новизной и эмоциональностью, творческими приемами и методами его изложения, возможность для учащихся проявить при усвоении этого материала самостоятельную инициативу, добиться успеха, продвинуться в умственном развитии.

Побуждая школьников, к активной познавательной деятельности, развивая их интерес к процессу познания, учитель, создает условия для формирования активной, целеустремленной, деятельной и творческой личности.

Интерес побуждает человека к поиску новых и более совершенных способов работы, расширению и углублению знаний, способствует возникновению увлеченности.

Л. Н. Рожина отмечает, что познавательный интерес учащихся 9-11 классов, это, прежде всего, интерес к теоретическим проблемам, к определенным областям и вопросам науки. Нередко эти интересы носят опосредованный характер: предмет, проблема интересует постольку, поскольку имеет значение для личности. Интерес представляют те предметы, которые важны для овладения соответствующей профессией.

Формирования познавательного интереса - процесс сложный, совершающийся в ходе развития личности. Их становление и углубление происходит в разных видах деятельности; трудовой, общественной, художественной, спортивной. Однако, как известно, основу воспитания и развития личности школьника составляет специально организованная познавательная деятельность--учение. Поэтому познавательные интересы развиваются, прежде всего, именно в той деятельности. [7;177-191]

Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн, интересы являются предпосылкой обучения и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, но оно же и формирует их. Поэтому интересы, с одной стороны, служат средством, которое использует педагог, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, формирование интереса - одна из задач педагогической работы. Важнейшим источником формирования познавательного интереса учащихся является содержание уроков. Познавательные интересы формируются на уроках творческих, различных по формам и методам их проведения. Опыт учителей показывает, что интерес становится стойким именно тогда, когда появится сознание собственного - интеллектуального роста; когда ученик видит, что он сделал значительный шаг вперед. Успех, особенно давшийся с известным трудом, имеет большое значение в формировании познавательных интересов учащегося. То, что приносит удовлетворение в работе, доставляет радость, удовольствие вызывает и поддерживает интерес. Мы полностью согласны с Л.Н. Рожиной в том, насколько важна правильная организация учебной деятельности, в которой ученик переживает состояние успеха, радость от осознания своего интеллектуального роста, продвижения вперед

Изучая проблему познавательного интереса С. В. Чумакова, А. А. Кузнецова, В. М. Кузнецов приходят к единому мнению о том, что значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче - обучение, умственное развитие и воспитание личности - интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Все это, как замечают авторы, подводит к мысли о том, что "корень" учения не обязательно должен быть "горек", ибо еще К.Д. Ушинский отмечал, что "учение, все взятое принуждением и силой воли", едва ли будет способствовать созданию развитых умов.

Ими выделены условия возникновения и развития интереса к учению: прежде всего, - это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает задачи проблемного характера.

1. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

4. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами и т.д.), тем интереснее ему работать.

6. Яркость учебного материала эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.[4;46-47]

Приведенному комплексу условий при правильной организаций отвечают активные формы и методы обучения, в частности игровые. Как отмечает И. С. Ладенко, «игровая имитация познавательной деятельности представляет собой такое оперирование средствами познания, при котором осуществляется приобретение умений и навыков этой деятельности». [21;30]

Итак, под активизацией познавательной деятельности нами понимается такая организация процесса обучения, которая способствует возникновению познавательного интереса, заставляющего человека активно стремиться к удовлетворению возникшей у него познавательной потребности. А это в свою очередь приводит не только, к повышению результатов деятельности, но и к изменению самой личности, ее интеллектуальному росту.

Одним из средств способным активизировать процесс обучения - является игра. Игра всегда предполагает наличие интереса.

Делись добром ;)