1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст именуют вершиной детства. В нынешней периодизации развития психики человека этот период определяется временными рамками от 6-7 до 9-11 лет.
В период младшего школьного возраста ребенок претерпевает серьезные изменения в его жизни. Ему предъявляют новые особые требования, он играет новую для себя социальную роль, в его нынешней деятельности преобладает совершенно новый вид - учебная деятельность, постепенно отодвигая на второй план игру. Мотивация в учебной деятельности принимает весьма значимое значение. Благодаря ей формируется общее отношение ребенка к осуществляемой деятельности. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
В.С. Мухина отмечает следующее: "В данный период у детей наблюдается активный физический рост. Нервно-психологическое же развитие ребенка переживает менее активное развитие по сравнению с физическими показателями. В результате этого нервная система на некоторый период времени ослабляется. Наблюдаются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях" Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. - 6-е изд., стереот. - М.: Академия, 2000. - 453 с. .
Кроме того, наблюдаются следующие изменения в жизни детей младшего школьного возраста.
1) Происходит смена референтной группы.
2) Происходит смена распорядка дня.
3) Укрепляется новая внутренняя позиция.
4) Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Рассмотрим более подробно развитие таких психических познавательных процессов, как мышление, речь, восприятие, внимание, память и воображение у младших школьников.
Мышление у детей младшего школьного возраста делается преобладающей функцией. Словесно-логический характер мышления сменяет наглядно-образный, который господствовал в период дошкольного детства.
Г.С. Абрамова утверждает, что "в конце начальной школы у детей начинает явно выражаться склонность к тому или иному виду мышления. У одних складывается теоретическое мышление, другие будут склонны к философии, а третьи проявляют задатки творческого мышления" Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1998. - 672 с. . В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
Память формируется в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В процессе учебной деятельности у детей возникает необходимость заучивания учебного материала. В результате самопроизвольно начинают развиваться различные виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Основным видом внимания у детей младшего школьного возраста остается непроизвольное внимание, но также дети учатся концентрировать внимание на нужном объекте. Активация внимания возможна при волевых усилиях и высокой мотивации.
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие учащихся начальной школы характеризуется слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны, формы цвета, времени.
Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. В первом классе воображение базируется на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выдвигается слово, дающее простор фантазии.
По мнению Е.Е. Сапоговой, "младший школьный возраст - сенситивный период для постижения норм морали (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению" Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. выс. учеб. зав. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с. .
Речь ребенка развивается при помощи лингвистических способностей, его способности чувствовать язык. Кроме того, в младшем школьном возрасте дети прислушиваются к звучанию слов. По их звучанию он способны дать слову оценку: можно ли произносить это слово часто, или оно очень плохое, что его даже стыдно произносить вслух.
В.С. Мухина заметила, что третьеклассники активно используют в речи уже 7 - 10 тысяч слов, среди которых существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и соединительные союзы. Кроме того, третьеклассник уже может использовать в речи различные выразительные средства языка и фразеологические обороты, так как в данном возрасте дети приучаются к чтению художественной литературы Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник. - 6-е изд., стереот. - М.: Академия, 2000. - 453 с. .
При правильном объяснении закономерностей языка и речи учащийся начальной школы сможет в рамках игровой деятельности анализировать свою речь и речь окружающих.
Главная функция речи - это общение, передача информации или коммуникация. Речь третьеклассника способна передать описание того, о чем говорится. Ее можно понять без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Младший школьник в состоянии пересказать историю, услышанную из уст своего сверстника или взрослого человека, или составить собственный рассказ о случившемся.
Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что "пишется" совсем необязательно как "слышится" и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание.
Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. Освобождаясь от напряжения, связанного с овладением исполнительских действий письма, ребенок начинает осваивать саму письменную речь. Его учат переписывать, а затем и пересказывать тексты Мольба Е.Г. Организация иноязычного образования на младшей ступени обучения в соответствии с ФГОС НОО // Вестник Прикаспия. - 2014. - №3. - с. 52 - 57. .
Кроме развития когнитивной сферы личности (психических познавательных процессов), в младшем школьном возрасте отмечается развитие психо-эмоциональной сферы личности ребенка.
Взаимоотношения младших школьников со сверстниками также характеризуются некоторыми особенностями. Дело в том, что, общаясь между собой, учащиеся начальной школы обладают сформированными в различной степени волевыми качествами и культурой речевого и эмоционального общения. П.П. Блонский установил: "Это становится результатом выраженного проявления некоторых форм поведения, таких как плаксивость, агрессивные реакции, двигательная расторможенность" Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 576 с. .
Что касается мотивации общения со сверстниками, многие психологи придерживаются мнения, что мотивы выбора партнера для общения в младшем школьном возрасте остаются теми же что и в дошкольном детстве:
а) Потребность в игровом общении
б) Положительные личностные качества выбираемого
в) Способность к какому-либо конкретному виду деятельности.
Начиная с 9 - 10-летнего возраста у ребенка возникает еще и потребность в одобрении со стороны своих сверстников, что является главным условием для формирования детского коллектива Шилина Е.Н. Формирование поликультурного образования учащихся в процессе иностранному языку. // Вестник Томского государственного университета. - 2004. - №282. .
Психо-эмоциональное развитие младшего школьника во многом определяется взаимоотношениями со взрослым, а именно учителем. От того, как учитель преподносит материал, разбираемый на уроке, как он выражает свою оценку прочитанного или рассказанного произведения, зависит формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру.
Усиленно формируется самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Значительную роль играет семейное воспитание, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей вырабатывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников регулярные неудачи и низкие отметки понижают уверенность в себе, в своем умственном и физическом потенциале. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области - в занятиях спортом, музыкой.
В младшем школьном возрасте основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность. Она характеризуется наличием результата, произвольностью и обязательностью.
Основы учебной деятельности закладываются как раз в первые годы учебы. Учебная деятельность должна, с одной стороны, организовываться с учетом возрастных возможностей, а с другой - должна обеспечить их нужной для последующего развития совокупностью знаний.
Е.Е. Сапогова выделяет мотивы учения:
1) познавательные (приобретение и усвоение знаний, самостоятельная работа, знания в различных областях деятельности (наука, музыка, культура и т.д.);
2) социальные (ответственность, осознание общественной важности учения, склонность к занятию определенного места в взаимоотношениях с окружающими, добиться их одобрения);
3) узколичные - получить хорошую отметку, заслужить похвалу Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. выс. учеб. зав. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с. . Обучение в школе характеризуется особой общественной важностью деятельности ребенка, соблюдением правил, общих для всех, постижением научных представлений, а также тем что отношения со взрослыми носят опосредованный характер (при помощи образцов и оценок).
Результатом учебной деятельности в младшем школьном возрасте следует считать возникновение следующих психических новообразований: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать). Учет этих психологических особенностей учащихся младших классов может во многом помочь педагогу в выборе эффективных методов обучения иностранному языку не только на уроках, но и при организации и проведении внеурочной деятельности.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты обучения младших школьников иностранным языкам
- 1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
- 1.2 Подходы к обучению иностранному языку детей младшего школьного возраста
- Глава 2. Особенности практического применения игры в процессе обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста
- 2.1 Назначение игры в обучении иностранным языкам младших школьников
- 2.2 Методика применения игровых технологий в процессе обучения иностранным языкам младших школьников
- Заключение
- 3. Принципы обучения иностранным языкам в начальной школе
- 3.1 Проблема обучения игре в баскетбол детей младшего школьного возраста
- 1.3. Специфика начального обучения иностранного языка
- Глава 2. Обучение иностранным языкам учеников младших
- Использование игр на уроках английского языка как одно из условий формирования грамматического навыка у младших школьников
- 29. Цели, задачи и особенности работы на начальном этапе обучения иностранному языку. Игра как основное средство обучения на раннем этапе.
- Шестилетний возраст -- наиболее благоприятный для начала изучения иностранных языков.
- Методика использования игр-упражнений в раннем обучении иностранным языкам
- Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
- Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)