Значение педагогического опыта в повышении профессионализма учителя

курсовая работа

1.2.3 Этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми

Третий компонент -- этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми. В лекции VI, посвященной сущности учебно-воспитательного процесса, рассмотрены общепедагогические принципы закономерности обучения и воспитания детей. Они могут быть реализованы в практике педагогических отношений только личностью учителя -- педагога через посредство его этико-эстетических качеств. Поэтому общечеловеческие нормальные свойства личности педагога необходимо дополнить, расширить, возвысить до уровня требований педагогической, воспитательной этики.

К числу нравственно-эстетических принципов искусства организации педагогических взаимоотношений воспитателей и детей относится прежде всего целеустремленность и перспективность. В гуманном демократическом обществе целеустремленность личности является качеством нравственным, общественно и личностно значимым. Для педагога это означает необходимость не только хорошего знания воспитательных целей, но и практического воспитания целеустремленности в каждом ребенке.

Важным принципом воспитательской этики и педагогического искусства является принципиальность и справедливость в отношениях с детьми. Педагог может находиться в товарищеских, дружеских отношениях с учащимися, но их основой может быть только кодекс педагогической чести, неуклонное исполнение этических норм. Принципиальный педагог не позволит снизить требовательность к себе и своим воспитанникам в работе, в поведении, в нравственных отношениях. Ему чуждо руководствоваться иными, чем интересы дела и истины, соображениями в разборе ребячьих конфликтов, быть снисходительным к антиобщественным поступкам. Строгое следование этико-эстетическим принципам рождает у ребят отношение к воспитателю как человеку честному, открытому, справедливому, которому можно довериться и вместе идти по жизни.

Видное место среди этико-эстетических принципов искусства отношений с детьми занимает идея сочетания требовательности, уважительности и доброжелательности. В практике работы воспитатели, исповедующие педагогический авторитаризм, трактуют требовательность как отчужденность от детей, как надоедливые указания и жесткий контроль. Такой подход приводит к подавлению личности детей, сдерживанию их инициативы, к безразличию, пассивности, сопротивлению воспитанию. Нравственные принципы требовательности и уважения становятся элементами педагогического искусства воспитателя в отношениях с детьми, когда проявляются как требовательная поддержка ребенка на пути к цели, как помощь в самоопределении, когда уважение -- не заигрывание, а возвышение в ребенке чувства человеческого достоинства, когда доброжелательность--не вседозволенность, а осуждение зла, призыв к борьбе с безнравственностью, утверждение обновления человека и общества.

Завоевание у детей авторитета, их доверия диктует необходимость строго придерживаться таких прицепов педагогического искусства» как доверие в отношениях, решительность и определенность в поступках. Нерешительность, неопределенность педагога в доверии к детям разрушает в их сознании представление о нем как настоящем человеке, убивает в них внутренние стимулы к доверительным отношениям. Педагог не может воспитывать, влиять своею личностью, а личность воспитанника, есть искра искреннего и полного доверия. Вместе с тем возможны случаи, когда ребята не оправдывают его. Но и сам конфликт не оправдания доверия несет в себе немалую педагогическую нагрузку, поскольку педагог и коллектив, как правило, дают решительную осуждающую оценку вероломству, предательству, пободают детей к самоосуждению, к оправданию доверия в будущем. Однако, если дети имеют право на ошибку, даже на сознательное вероломство в отношениях с педагогом, то воспитатель лишен возможности не оправдания доверия детей. Кризис доверия педагогу со стороны детей -- это, за редким исключением, необратимый кризис педагогических отношений, лишающий его возможности осуществлять воспитательные функции.

Принципом педагогического искусства является установление в коллективе высокой этичности и эстетичности стиля и тона отношений, охватывающих всю совокупность взаимодействия педагогов и детей. Стиль и тон являются, выражаясь языком искусства, нравственно-эстетической окраской и звучанием самих отношений. Бывает, что отношения между педагогами и детьми попадают в полосу беспросветной мглы, и тогда вся жизнь окрашивается мрачными тонами. Для таких периодов в жизни коллектива характерным является отсутствие общественно значимой цели, наличие безделья, шушуканья по углам, обилие отрицательных нравственно-эстетических оценок педагогами -- детей, детьми -- педагогов. Корень зла -- в безделье, отсутствии четкой цели и организации. Но бывает и так, что в жизни детского коллектива все как будто бы обстоит благополучно. Не происходит ни «чепе», ни ярких вспышек общественной активности. Все с привычной скукой делают свое дело. Тогда жизнь окрашивается в серый цвет. Там же, где в коллективе педагогов по-настоящему живые люди, мастера, владеющие педагогическим искусством, жизнь разноцветна. В таких коллективах преобладают мажорные музыкальные тона. Все вовлечены в дело, ответственны и исполнены чувства долга, целеустремленны и требовательны, принципиальны и добры. И потому -- все радостны, несмотря на препятствия и трудности. Никто ничего не боится. Каждый знает, что сразу Можно выяснить любое недоразумение или вопрос, разрешить возникший спор, найти защиту в справедливости, быть поддержанным в инициативе, но и наказанным в проявлении эгоистического индивидуализма. В таком коллективе господствуют гласность и демократичность, открытость и критичность, спокойствие и уверенность, четкость и взаимоподдержка [3].

Делись добром ;)