logo
Значение игр с правилами в подготовке ребенка к школе

2.3 Организация педагогического сопровождения дидактических игр с правилами

Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. В игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход к следующему возрастному этапу - младшему школьному.

Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации - способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

Первым шагом к позиции инфантилизации может стать прием, предложенный Е. Е. Кравцовой. Он заключается в том, что воспитатель должен “мешать” детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны. “Внезапно кричу: “Ой - ой, я забыла деньги на проезд!” Нарушается привычный ритм. Все вместе решают собрать мне по копеечке. Только взяли билет, только успокоились, снова неожиданность: начинаю выходить не на той остановке. ”

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом. В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества -- речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь и к трём годам свободно объясняется с окружающими. Задачи всестороннего развития ребёнка будут решаться полноценно только при условии правильного обучения речи.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач - показатель эффективности игры. Младшие дошкольники осознают игровой результат. Старшие начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.

Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль необязательны и могут отсутствовать.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Различие сюжетно-ролевой и дидактической игр нужно искать в содержании той сферы действительности, которую они отражают, и в соотношении их компонентов

Дидактические игры.

Дидактические игры - способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Виды дидактических игр:

- сюжетно-дидактические («магазин»)

- игры с предметами («чудесный мешочек»)

- настольно-печатные («лото», «домино»)

- словесные («кем быть?», «времена года», «профессии».)

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в учебных целях, они остаются играми. Детей в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, дети незаметно для себя решают дидактическую задачу.

Структура дидактической игры:

1. Обучающая задача - определяет игровые действия, правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;

2. Игровая задача

3. Игровые действия

Отбирая игры, педагог исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности Педагогу нужно тщательно подготовиться к проведению игры, продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия. Наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей необходимо обратить внимание во время игры. Если ребенок в игре почувствовал затруднение, то необходимо ему помочь вспомнить.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и развитым мышлением, что легко воспринимают словесное объяснение игры. Могут легко организовать игру самостоятельно, педагог как консультант. В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (труд людей, техника в городе и в деревне).

У детей старшего дошкольного возраста игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Педагог создает развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр. Игра в этом возрасте помогает детям развивать умение самостоятельно организоваться, подчиняться правилам, согласовывать свои желания с желаниями других, высказывать оценочные суждения, чувство самоконтроля. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью, мышлением. У них появляется интерес к играм, в которых есть элементы соревнования, выигрыш.

Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от педагога, от того, как он сумеет подобрать игры, усложнить дидактическую задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.