Здоровье школьников и его сохранение в Кадетской школе

курсовая работа

2. Здоровье младших подростков как педагогическая проблема

Ухудшение здоровья субъектов образовательного процесса стало на сегодняшний день не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Впервые этот вопрос был поднят именно в отношении учащихся. С тех пор он остается одним из наиболее актуальных вопросов школьного образования. Выделяют ряд болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, их относят к числу так называемых “школьных болезней,,. К ним относятся заболевания глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения.[Приказ от 04.04.2003г.№1 Об утверждении инструкции по внедрению образовательных технологий в деятельность образовательных учреждений]

Показателем широкой распространенности нарушений со стороны зрительного анализатора служит низкий уровень освещенности, неправильная рабочая поза, мелкий шрифт учебников и т.п. [Методика и методология обучения / № 3 (май - июнь) 2011].

Учебные помещения должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Уровень естественного освещения должен быть оптимальным. С одной стороны, оконные стекла должны быть чистыми и прозрачными и их не должны загораживать занавески или цветы в горшках. Поэтому окна должны оборудоваться: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.

Для искусственного освещения учебных помещений предусматривается использование люминесцентных ламп или ламп накаливания. Не следует использовать в одном помещении одновременно два вида ламп, поскольку это оказывает вредное воздействие на зрение школьника.

Все это в значительной мере регламентировано санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами - «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПин 2.4.2.1178 - 02».

Согласно Санитарным правилам, в образовательных учреждениях проводится ежедневная влажная уборка помещений. Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но дезинфицирующих средств. Соответственно учебные помещения должны быть приспособлены для частого проведения влажной уборки: стены должны быть гладкими, а полы без щелей и иметь покрытие или дощатое, или паркетное, или из линолеума на утепленной основе.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. Естественно что фрамуги и форточки в классах и рекреациях должны исправно работать в любое время года.

Одна из трудно решаемых проблем школы это выполнение гигиенических требований к школьной мебели, как показывают сводки Госсанэпиднадзора. Между тем школьная мебель является важной составной частью внутришкольной среды, которая вносит существенный вклад в формирование здоровья детей. Для тех учащихся, чьи занятия организованы по кабинетной системе, подбор мебели в соответствие с длинной тела еще более проблематичен. Исследования выполненные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, установили, что к концу обучения в школе нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата существенно увеличиваются.

Чтобы хорошо учиться и успешно преодолевать трудности школьной жизни, ребенок должен быть, прежде всего, здоров. Формирование его целостного «Я», неотъемлемой частью которого является здоровье, происходит лишь в особой и согласованной системе обучения.[Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии]

А школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятия "здоровье", которое широко используются в системе понятий современного образования.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет.

В словаре С.И Ожегова термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие.

Трудность определения смысла состоит в том, что оно представляет собой, по мнению А.Н. Леонтьева, отношение мотива деятельности к цели действия (то есть субъектную, не рефлексируемую в сознании, но проявляющуюся в активности субъекта реальность). С учетом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье - это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма».

В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов интегрированный курс «Естествознание» для 5 - 7 классов, созданный коллективом авторов под руководством академика А.Г.Хрипковой, впервые включил в свое содержание не только понятие «здоровье», но и его трактовку на основании определения ВОЗ: «здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов…».

В литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.

Можно сказать что здоровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.

Человек в детском своем качестве - это человек на пути становления осуществляющий напряженную и более сложную, чем у взрослых, работу по самопостроению, саморазвитию, самоконтролю, самосохранению, и, естественно ребенок не принимает активного участия в этой работе, процесс формирования его здоровья, развития культуры здоровья, социализации может не состояться как целостный процесс.

Итак, при использовании всех этих фактов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укреплении здоровья младших подростков. Одним из важнейших факторов в развития у младших подростков являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

Делись добром ;)