logo search
Вопросы и ответы к госэкзамену

Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности.

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Самооценка личности – это попытка чел. оценить свои кач., свойства и возможности. Осущ. через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с др. людьми, с кот. чел. приходится нах. в непосредственном контакте. Самооценка формирует самосознание чел. Движ. силой служит мотив самосоверш., здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка дает возм. увидеть наст. «Я», и увязать его со своим прошлым и будущим, позв. чел. рассмотреть корни своих слаб. и сильных ст., убедиться в их объективности и находить более адекватные модели св. повед. в различных повседн. ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологич. дискомфорт и внутренние конфликты. Человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

- когнитивный, отраж. все то, что индивид узнал о себе из различн. источников информ.; - эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Уровень притязаний - уровень, кот. индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеят. (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.

Успех – есть факт достижения опред. рез., выполнение опред. программы действий, отраж. уровень притязаний. Самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.