logo search
Учебник Семушина Л

Заключение

В данном пособии мы попытались выделить наиболее острые и насущные вопросы содержания и технологии обучения в колледжах, техникумах, училищах. В работе над книгой мы учитывали принципиальные изменения, которые произошли в системе среднего профессионального образования, опирались на новые исследования в области педагогики, а также на наш научный опыт в изучении практики средней профессиональной школы.

За последние годы коренным образом изменилась роль преподавателя в среднем специальном учебном заведении: он стал разработчиком содержания обучения, а это повышает требования к нему как составителю учебных программ, ответственному за своевременное обновление содержания подготовки специалистов в соответствии с достижениями науки, техники и технологии, а также с запросами и нуждами развивающейся социальной сферы.

Одновременно возросли требования и к самому учебному процессу. Новая образовательная парадигма, ориентированная на развитие личности, на ее активность в учебном процессе, потребовала изменений в технологии обучения: предпочтение отдается деятельностным и личностно ориентированным технологиям. Преподаватель должен владеть этими технологиями, осознанно строить учебный процесс, опираясь на активную деятельность студентов, их самостоятельность и самоконтроль.

В пособии мы старались показать, как формируется содержание профессионального образования, что такое Государственный образовательный стандарт и как реализовать его при разработке образовательных программ, как обеспечить практико-ориентированный характер среднего профессионального образования, опираясь на моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе.

Оптимизация учебного процесса - неотъемлемая составляющая деятельности преподавателя, поэтому мы постарались показать сущность технологии обучения, подходы к ее выбору, предполагая, что важной задачей преподавателя является включение студентов в активную учебно-познавательную деятельность.

Важнейшим компонентом учебного процесса является общение преподавателя со студентом, их совместная деятельность, сотрудничество. Управление учебно-познавательной деятельностью сту-

дента, построенное на принципе сотрудничества, требует от преподавателя большой предварительной аналитической работы: подготовки к учебному занятию, выбора его оптимального варианта. Именно поэтому в пособии выделена специальная глава, посвященная этой работе.

Надеемся, что данное пособие поможет преподавателям средних специальных учебных заведений в их практической педагогической деятельности.