Перечень основных действующих нормативно-методических документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г., № 12-ФЗ.
Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г., № 1168).
Порядок разработки, утверждения и введения в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г., № 387).
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г., №821).
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Классификатор специальностей среднего профессионального образования (постановление Госкомвуза России от 25 мая 1994 г., № 4, с дополнением в соответствии с приказом Госкомвуза России от 15 июня 1995 г., №907).
О введении нового Классификатора специальностей среднего профессионального образования (приказ Госкомвуза России от 24 июня 1994 г., № 623).
О дополнении и изменении Классификатора специальностей среднего профессионального образования и закреплении специальностей за министерствами (приказ Минобразования России от 6 марта 1997 г., № 326).
О дополнении и изменении Классификатора специальностей среднего профессионального образования и закреплении специальностей за министерствами и ведомствами (приказ Минобразования России от 9 июля 1997 г., № 1485).
О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 10 апреля 1998 г., № 937).
О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 19 июня 1998 г., № 1658).
О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 10 ноября 1998 г., №2801).
О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального образования и закреплении специальностей за министерствами и ведомствами (приказ Минобразования России от 1 ноября 1999 г., № 726).
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников средних специальных учебных заведений по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (утвержден Гос- комвузом России 29 сентября 1995 г.).
О разработке учебно-программной документации по специальностям среднего профессионального образования (прилагаются «Рекомендации по разработке государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования», «Рекомендации по разработке примерных учебных планов по специальностям среднего профессионального образования», «Рекомендации по разработке примерных программ учебных дисциплин и производственной (профессиональной) практики по специальностям среднего профессионального образования») (письмо Госкомвуза России от 4 октября 1995 г., № 09-34-139 ин/09-16 и дополнение к нему от 13 сентября 1996, № 09-34-186 ин/018).
О введении в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 17 июня 1997 г., № 1216).
О разработке примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 7 мая 1997 г., № 12-52-63 ин/12-23).
О разработке учебных планов по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в средних специальных учебных заведениях (письмо Минобразования России от 24 июня 1997 г., № 12-52-89 ин/12-23).
О разработке рабочих планов по специальностям и рабочих программ по учебным дисциплинам в средних специальных учебных заведениях (письмо Минобразования России от 24 июня 1997 г., № 12-52-91 ин/12-23).
Об утверждении сроков обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения для реализации базового уровня профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 20 ноября 1997 г., № 2328).
О закреплении специальностей среднего профессионального образования за министерствами и ведомствами Российской Федерации, имеющими образовательные учреждения среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 3 декабря 1997 г., № 2410).
О специализациях по специальностям среднего профессионального образования (инструктивное письмо Минобразования России от 31 марта 1998 г., № 20).
О порядке реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по новым специальностям среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 17 июля 1998 г., №01-52-114).
О реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования средними специальными учебными заведениями (письмо Минобразования России от 3 июля 1998 г., № 12-52-105 ин/12-23).
О сертификации качества педагогических тестовых материалов, используемых для оценки знаний при аттестации студентов высших и средних специальных учебных заведений (приказ Минобразования России от 25 июня 1997 г., № 1300).
О разработке методических указаний и контрольных заданий для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 25 августа 1998 г., № 12-52-127 ин/12-23).
О порядке реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня (письмо Минобразования России от 20 октября 1998 г., № 22-52-189 ин/22-23).
О подготовке специалистов по сокращенным программам (письмо Минобразования России от 30 марта 1999 г., № 14-55-156 ин/15).
О специализациях по специальностям среднего педагогического образования (письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., № 16-51-54 ин/16-13).
О закреплении специальностей среднего профессионального образования за образовательными и учебно-методическими учреждениями среднего профессионального образования, участвующими в осуществлении комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по заочной форме обучения (приказ Минобразования России от 16 июня 1999 г., № 1682).
О рекомендациях по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., № 16-52-59 ин/16-13).
О рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., №16-52-55 ин/16-13).
О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., № 16-52-58 ин/16-13).
Об организации обучения по дисциплине «Основы военной службы» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 13 апреля 1999 г., № 16-51-64 ин/16-13).
Об утверждении Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 21 июля 1999 г., № 1991).
О разработке примерных программ производственной (профессиональной) практики по специальностям среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 13 июля 1998 г., № 12-52-109 ин/12-23).
Рекомендации для практического применения Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 16 сентября 1999 г., № 16-51-198 /16-15).
Рекомендации по производственной (профессиональной) практике студентов по специальностям среднего педагогического образования (письмо Минобразования России от 18 октября 1999 г., № 16-51-195 ин/16-13).
Рекомендации по безопасному проведению производственной (профессиональной) практики студентов, курсантов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и обучающихся начального профессионального образования на опасных производственных объектах, подконтрольных Гостехнадзору России (письмо Минобразования России от 2 декабря 1999 г., № 16-52-80/16-16).
Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной) практики студентов по техническим специальностям в условиях действия Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 2 декабря 1999 г., №16-52-151 ин/16-13).
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г., № 10).
О государственных аттестационных комиссиях (письмо Минобразования России от 10 декабря 1998 г., № 11-48 ин/11-01-13).
О рекомендациях по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 10 июля 1998 г., № 12-52-110 ин/12-23).
О методических рекомендациях по организации итоговой государственной атгестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования (письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., № 16-51-56 ин/16-13).
О требованиях к образцам государственных документов о среднем профессиональном образовании (постановление Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г., №8).
О внесении дополнений в постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27 декабря 1995 г., № 8 (приказ Минобразования России от 19 марта 1997 г., № 425).
Инструкция о порядке введения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем профессиональном образовании (постановление Госкомвуза России от 10 апреля 1996 г., № 6).
Об утверждении перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается (постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г., № 463).
Положение об экстернате в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 31 мая 1995 г., № 2).
Об утверждении образцов зачетной книжки и студенческого билета образовательного учреждения среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 18 ноября 1996 г., № 339).
О порядке оформления документов студентов, обучающихся в сокращенные сроки (письмо Госкомвуза России от 1 марта 1994 г., № 10-34-082 ин/12).
О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании (инструктивное письмо Минобразования России от 3 июля 1998 г., № 41).
ОГЛАВЛЕНИЕ
К читателям 3
Введение 4
1.1. Формирование содержания образования и содержания обучения 10
1.2. ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 25
1.3. УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
1.4. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ 45
1.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 57
1.6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 68
1.7. КОМПЛЕКСНАЯ РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 85
2.1. ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 90
2.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ 94
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 96
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 99
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 102
МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ 105
ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 127
2.3. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 132
РОЛЬ И МЕСТО СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 132
КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 133
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 136
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 147
2.4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 151
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ 155
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ 170
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 183
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 186
2.5. ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 189
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 193
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 204
2.6. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ 215
НАЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕМУ ТРЕБОВАНИЯ 215
ВИДЫ КОНТРОЛЯ 217
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 219
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ 227
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 233
- К читателям
- Введение
- Глава 1 содержание образования и обучения
- 1.1. Формирование содержания образования и содержания обучения
- 1.2. Цель подготовки специалистов и содержание образования в средних специальных учебных заведениях
- 1.3. Уровень среднего профессионального образования
- 1.4. Анализ профессиональной деятельности - основа формирования содержания профессионального образования и содержания обучения
- 1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
- 1.6. Проектирование содержания образования и содержания обучения на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
- Форма тематического плана учебной дисциплины
- 1.7. Комплексная разработка профессиональной образовательной программы
- Глава 2 технологии обучения
- 2.1. Понятие технологии обучения
- 2.2. Методы и приемы обучения
- Активные методы обучения
- Информационно-развивающие методы обучения
- Проблемно-поисковые методы обучения
- Методы практического обучения
- Выбор методов обучения
- 2.3. Средства обучения роль и место средств обучения в учебном процессе
- Классификация средств обучения
- Дидактические возможности отдельных видов средств обучения
- Условия эффективного применения средств обучения
- 2.4. Организационные формы обучения (виды учебных занятий)
- Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку студентов
- Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов
- Самостоятельные внеаудиторные занятия
- Дипломное проектирование
- 2.5. Выбор технологии обучения
- Деятельностные технологии обучения. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
- Личностно ориентированные технологии обучения
- 2.6. Контроль знаний и умений студентов назначение контроля и предъявляемые к нему требования
- Виды контроля
- Методы контроля
- Формы контроля
- Оценка результатов учебной деятельности студентов
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям
- 3.1. Изучение и анализ профессиональных образовательных программ
- 3.2. Составление календарно-тематического плана
- 3.3. Изучение методической литературы и учебно-методической документации
- 3.4. Оптимизация учебного процесса
- 3.5. План учебного занятия
- 3.6. Методическая работа преподавателя
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Перечень основных действующих нормативно-методических документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям 238
- Семушина Любовь Георгиевна, Ярошенко Нина Григорьевна
- Учебное пособие