logo search
УМК по МПЯ

Формы и приемы подачи языкового материала на уроках русского языка

1. Стандартные и нестандартные формы и приемы работы по русскому языку. Основные понятия, термины, определяющие данный вид деятельности: наглядные пособия по русскому языку, алгоритмы в обучении русскому языку, схемы по русскому языку, таблицы по русскому языку, кинофильмы учебные по русскому языку, аудио-визуальный метод, диапозитивы (слайды), диафильмы, опоры. Новые информационные технологии в обучении языку.

2. Аудиовизуальные формы работы:

словесные (лингвистические сказки, рассказы, стихи, грампластинки и др.);

наглядные (визуально-графические схемы, таблицы, алгоритмы, опорные конспекты и сигналы и др.);

экранно-звуковые (видеофильмы, кинофильмы, диафильмы и др.).

Литература

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – М., 1991.

Вагапова Д.Х. Как преодолеть «минусы» опорных конспектов // Русский язык в школе. – 1991. - № 3.

Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М., 1996.

Габитова В.Ф. Схемы при обучении орфографии // Русский язык в школе. – 1991. - № 1.

Горячева И.А. Наглядное изучение грамматики русского языка на уроках лингвистического анализа текста (5 кл.) / Работа с текстом «Нашествие Батыя» (несколько уроков) // Рус. яз. Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». – 2002. - № 2 (январь).

Иваницкая Г.М., Корсакова В.А. Обобщающие таблицы по русскому языку // Русский язык в школе. – 1990. - № 1.

Кохановская Л.В. Лингвистические сказки // Русский язык и литература. – 1990. № 1.

Лингвистические сказки // Рус. яз. Еженед. прилож. к газете «Первое сентября» - 2000. - № 46 (декабрь). – С.8.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1997.

Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. 5 класс. – М., 1995. – С. 81-85.

Ларионова Л.Г. «Плюсы» и «минусы» опорных конспектов // Русский язык в школе. – 1989. - № 6.

Львова С.И. Схема на уроке русского языка // Русский язык в школе. – 1990. - № 2.

Никитенко Г.Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка // Русский язык в школе. – 1991. – № 6.

Тарская Д.М. Использование визуально-графических схем при объяснении нового материала // Русский язык в школе. – 1990. - № 5.

Шмелев А.Д. Язык и компьютер: лингвистические алгоритмы // Русский язык в школе. – 1989. - № 6.

Практическое задание

1. Подберите из рекомендованной литературы или найдите самостоятельно не менее 3 вариантов словесных и наглядных форм подачи языкового материала учащимся. Выступите в роли учителя с этим материалом в группе.

2. Используя учебник (любой), выберите одну из тем. Представьте, что у вас в классе часть учащихся аудиалы, часть – визуалы, другие – с логическим складом ума. Учитывая индивидуальные особенности учеников, подайте выбранную тему (или правило) разными способами, используя стандартные и нестандартные формы и приемы подачи языкового материала. Чем больше вы создадите вариантов, тем выше гарантия, что все ученики класса усвоят материал.

Практическое занятие 6