Педагогические идеи а.Симонович.
Аделаида Семеновна Симонович (1840—1933) была участницей общественно-педагогического движения 60-х годов XIX в., видным деятелем дошкольного воспитания. Она пропагандировала идею общественного дошкольного воспитания детей, редактировала журнал “Детский сад” и опубликовала ряд работ по воспитанию детей дошкольного возраста. В 1866 г. А. С. Симонович открыла в Петербурге платный детский сад, где вела опытную работу. Она работала в тесном содружестве со своим мужем врачом Я. М. Симоновичем (1840—1883), который был соредактором журнала “Детский сад и автором ряда статей по дошкольному воспитанию. В детском саду А. С. Симонович все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе. Следуя идее народности воспитания К. Д. Ушинского, Симоновичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями. Изменились и строительные занятия: старшие дети строили избу из заранее подготовленных небольших бревен (крупный строительный материал) и затем играли в этой избе. Строительные занятия, по свидетельству многих посетителей детского сада, очень увлекали детей, проходили дружно, оживленно, воспитывали у них чувство взаимопомощи и товарищества. В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного следования методике Фребеля и на других занятиях. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т. д. В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста А. С. Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими. Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2—3 человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях; почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. А. С. Симонович пришла к выводу, что в детском саду надо иметь достаточный запас различных материалов для детской деятельности, что детей с раннего возраста надо приучать к дружелюбию, к уступчивости и взаимопомощи. Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я. М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я. М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов — растений, камешков и т. п. На последующих занятиях Я. М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали за обитателями сада — птицами, насекомыми, мышами и т. д., изучали их повадки. Я. М. Симонович организовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапожную, слесарную и др.), рассказывал им о родине. Все занятия проходили оживленно, весело, интересно, давали детям элементарные знания, подготовляли их к школьному обучению. Характерной особенностью детского сада Симонович было отсутствие в нем религиозного воспитания детей. В журнале “Детский сад” не было напечатано ни одной статьи па религиозные темы. Из-за недостатка средств в 1869 г. детский сад был закрыт, а издание журнала “Детский сад” передано в другие руки. В период 1866—1869 гг. А. С. и Я. М. Симоновичи вели большую общественно-педагогическую работу: участвовали в работе Комиссии детских садов при С. -Петербургском педагогическом собрании, выступали с докладами по вопросам дошкольного воспитания, оказывали методическую помощь воспитательницам детских садов разных городов, например Воронежа. В этом городе при активном участии известного педагога Н. Ф. Бунакова в 1868 г. был открыт детский сад, тесно связанный с элементарной школой. С 1870 г. Симоновичи переехали на Кавказ. В этом году А. С. Симонович открыла в Тифлисе платный детский сад и элементарную школу, которые просуществовали до 1874 г. Там воспитывалось и обучалось 60 детей в возрасте от 4 до 14 лет — грузины, армяне, русские. Плату за детей бедных родителей вносили благотворительные организации. В целях пропаганды идеи общественного воспитания и некоторой помощи практическим работникам первых-детских садов в России А. С. Симонович издала в 1874 г. книгу “Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей” (т. I и II), состоящую частью из исправленных и дополненных статей, печатавшихся в журнале “Детский сад в период 1866—1869 гг. и частью написанных специально для этого издания. В 1907 г. ею была выпущена книга “Детский сад” (практическое руководство для детских садов) — переработанное издание вышеупомянутого сборника. Педагогическая деятельность А. С. Симонович продолжалась более сорока лет; она умерла в глубокой старости, уже при Советской власти. Общепедагогические взгляды А. С. Симонович делила педагогику как науку на теоретическую, определяющую цель, задачи и сущность процесса воспитания, и на практическую — искусство, цель которого, по ее словам, поставить ребенка в наиболее выгодную среду для развития его индивидуальности. Руководствуясь взглядами К. Д. Ушинского, А. С. Симонович считала, что теоретическая педагогика должна строиться на изучении физического и психического развития ребенка. Как и многие русские педагоги, она давала абстрактное, слишком широкое определение главной цели воспитания, считала ее неизменной для всех времен. “Цель,— писала она,— воспитать поколение самобытное, энергичное, честное, трудолюбивое, заботящееся как о самом себе, так и о благоденствии других людей, поколение, не стоящее в противоречии с самим собой, т. е. поколение счастливое и стремящееся постоянно к усовершенствованию в жизни”.. А. С. Симонович указывала, что первоосновы развития самобытной личности будущего полезного члена общества закладываются матерью в семейном воспитании детей. Роль и задачи . матери в воспитании ребенка она определяла также в духе высказываний К. Д. Ушинского: “Мать должна внушить ребенку те воззрения, которые заставят его всецело отдаться жизни и работать на общую пользу, и работать так, как требует личный взгляд на состояние общества, а не взгляд наиболее выгодный. Мать должна воспитать у ребенка дух честности, самоотверженности”. Воспитание детей следует начинать с рождения и постоянно усложнять, считала Симонович; важное значение имеет дошкольный возраст, когда происходит усиленное развитие всех жизненных сил и способностей детей и подготовка их в процессе воспитания к школьному обучению. А. С. Симонович высказывалась за единство процесса воспитания и обучения. “Обучение — одно из вспомогательных средств воспитания,— писала она.— Посредством обучения, начиная с раннего возраста, приобретаются элементарные знания, развиваются умственные способности и нравственные силы ребенка”. Не отрицала влияния наследственности.
- Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики.
- Происхождение воспитания – биологическое и социальное наследование. Этапы антропогенеза и развитие воспитательных механизмов.
- Основные средства передачи традиционной культуры народа
- Основные формы воспитания.
- Культура древнейших государств (Египет, Шумеры, Вавилон, Иудея и др.). Особенности становления педагогических традиций, возникновение письменности и школы.
- Влияние религии на развитие педагогической систему древних цивилизаций.
- Развитие педагогической мысли в Дальне – Восточной цивилизации (Китай).
- Особенности педагогических традиций Южно – Азиатской великой цивилизации (Древняя Индия).
- Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья (Спарта, Афины, Римская империя).
- Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов.
- Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
- Философско – педагогическая мысль Западной Европы в период Средневековья.
- Развитие гуманистическо – педагогической мысли в эпоху Возрождения и Реформации.
- Основные тенденции развития педагогики Нового времени (середина 17в. – конец 18в.)
- Ж.Ж. Руссо. Теория естественного воспитания.
- Тенденции развития школьного образования и новые типу учебных заведений в зарубежной педагогике 17-18в.
- Ф. Фребель. Педагогическая концепция воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Традиции семейного, домашнего и общественного воспитания детей дошкольного возраста в странах Западной Европы и Америки 17-18 вв.
- Особенности педагогического реформаторского движения. Смена педагогических парадигм (19 – начало 20в.)
- Школьные реформы и их итоги середины 20 века в зарубежной педагогике.
- Воспитание у восточных славян.
- Педагогические идеи в литературных памятниках древнерусской литературы.
- Особенности организации семейной жизни и воспитания детей древнерусского народа
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (14-17вв.) Распространение грамоты. Просветительская деятельность печатника и. Федорова.
- Дворянско – государственная педагогика России (18 – сер.19 вв.). Политика Петра 1 в области образования.
- Развитие теоретической педагогики 18 века в России (в. Татищев, и.Посошков, ф.Прокопович и др.)
- Основные тенденции развития системы образования в России начала 18 века.
- Основные тенденции развития системы образования в России второй половины 18 века.
- Общая характеристика образования России 19в. (Славянофильство, западничество, и др.)
- Различные педагогические идеи и их влияние на развитие образования России 19 в. (Народность, славянофильство, западничество и др.)
- Школа и дошкольные учреждения в России конца 19-начала 20 века.
- 6) Западничество
- Отечественная школа и педагогика советского периода (1917 – 1960гг.)
- Организация системы государственного дошкольного образования (1917 – 1960гг.)
- Система образования конца 20в. В России. Новые педагогические идеи.
- Философия Конфуция.
- Философско – педагогические взгляды я.А.Коменского
- Философско – педагогические взгляды дж.Локка
- Философско – педагогические взгляды м.Монтессори.
- Философско-педагогические взгляды и.Пестолоцци.
- Философско-педагогические взгляды н.Новикова, и. Бецкого
- Философско-педагогические взгляды н.Пирогова
- Философско – педагогические взгляды к,д, Ушинского.
- Философско-педагогические взгляды л.Н. Толстого
- Философско-педагогические взгляды м.В. Ломоносова
- Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.
- Московский университет и его влияние на развитие педагогики и школы.
- Педагогические идеи е.Н. Водовозовой
- Педагогические идеи а.Симонович.
- Педагогические идеи л.К. Шлегер.
- Педагогические идеи п.Ф. Лесгафта
- Педагогические идеи п.Ф. Каптерева
- Педагогические идеи е.А. Флериной.
- Педагогические идеи с.Т. Шацкого
- Педагогические идеи е.И. Тихеевой
- Педагогические идеи а.С. Макаренко.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского