logo search
Шпоры к ГОСам / ФК, 2005

51. Факторинговые и форфейтинговые операции банков.

Эти кредиты опосредуют расчеты клиентов банка, поставщиков с плательщиками и направлены на скорейшее получение поставщиком платежа за отгруженную продукцию.

Факторинг – вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор-фирмами, фактор-компаниями мелким и средним фирмам клиентам, состоящий в том, что фактор-фирма, имеющая статус кредитного учреждения, приобретает у клиента право на взыскание долгов.

В факт операциях участвуют 3 стороны:

Суть факт закл-ся в том, что поставщик уступает банку-фактору свое право требовать и получать платежи от своих покупателей, но за это банк-фактор осущ-ет для него досрочную оплату счетов за отгруженную продукцию. Деньги, которые банк перечисляет поставщику, явл-ся кредитом, выданным клиенту на период от покупки у него платежных требований в адрес плательщика до момента получения платежа от этого плательщика.

Достоинством такой операции для поставщика явл-ся то, что ликвидируется риск несвоевременного поступления платежа, сокращается дебиторская и кредиторская зад-ность, ускоряется кругооборот его капитала.

Осн цель факторингового обслуживания – инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.

Различают факторинг конвенционный (открытый) и конфиденциальный (закрытый). Первый включает не только кредитование у клиента товаров отгруженных, но и комплекс др услуг, которые банк оказывает ему в области расчетов:

Конвенционный факторинг называют открытым, так как поставщик уведомляет покупателя о переуступке выписанных на него плат требований банку.

Конфиденциальный (закрытый) факторинг – скрытый источник средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур банку. Получатель платежа – поставщик, который затем расплачивается с банком после получения платежа. За эту услугу банк взимает плату исходя из величины ссудного процента за кредит плюс комиссионное вознаграждение за саму услугу и риск операции для банка.

Форфейтинг – своеобразная форма кр-ния экспортеров, продавцов при продаже товаров, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях; финансирование торговли путем учета векселей без права регресса, при этом покупатель векселя принимает на себя весь риск неплатежа импортера.

Чаще всего форф применяется при поставках основных средств (например, оборудования) на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа (до 7 лет).

Объектом форфейтир-ния явл-ся векселя. Банк-форфейтор приобретает у поставщика-экспортера вексель, выданный иностранным импортером. Для снижения риска форфейтор, как правило, требует, чтобы этот вексель был авалирован надежным банком страны импортера.

С помощью форфейтир-ния экспортеры сокращают дебиторскую зад-сть и освобождаются от совокупности рисков (кредитных, политических, валютных и т.д.).

Между факт и форф сущ-ет ряд сходств и отличий. Сходства:

Отличительные черты: