Мораль, нравственность, духовность в православной педагогике (Соловьёв, Флоренский, Бердяев (на выбор)).
Педагогика – это непрерывный общественный процесс воспитания детей, текущий в глубине любого общества, который своим содержанием и формой точно отражает основной комплекс идей, бытующих в обществе, способы организации жизни конкретно-исторической эпохи и ее основные общественные тенденции и противоречия.
Содержание христианской педагогики – это, прежде всего введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни. Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира, жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения. И, наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли.
Цель православной педагогики – приблизить (вплоть до богоединения) детей к Богу, посредством воцерковления, ибо, по словам святителя Феофана Затворника «с Господом тот, кто с Церковью», т. к. Церковь и Бог едины, как богочеловеческий организм, где Главой является Сам Христос, а телом – все живущие во Христе. Связь именно такова, как лозы и ветвей, головы и тела. (Прим. автора: Мне вот этот пиздец надо говорить на госах???!)
Главным предметом православной педагогики является человек (ребенок) – развивающаяся богоподобная личность с присущими ей психовозрастными, половыми и наследственными особенностями. Согласно православной догматике назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, а простирается в вечность. Поэтому земная жизнь христианина по слову свт.Игнатия (Брянчанинова) должна быть школой приготовления к жизни вечной.
Основные принципы православной педагогики:
принцип христоцентричности (определяющий отношение к Богу);
принцип экклезиоцентричности (определяющий отношение к Церкви);
принцип педоцентричности (определяющий отношение к ребенку);
принцип нравственно-педагогического взаимоединства (определяющий отношение воспитателей и воспитуемых к Богу, Церкви, друг другу, Отечеству, культуре и миру);
принцип нравственно-педагогического аскетизма (определяющий отношение педагога к себе и к своей профессиональной деятельности).
К.Д. Ушинский считал, что «нехристианская педагогика вещь немыслимая – безголовый урод, деятельн. без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди.».
В православной педаг. мораль – это обычай, нрав, правило. Это форма обществен. сознания, вып. функцию регулирования поведения человека, во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде, быту, политике, науке, в семье и в общественных местах.
Нравственность - набор нравов (способов поведения) – совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Духовность — это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые снаружи могут быть и скрыты, но проявляются в нравственных поступках человека.
B.C. Соловьев считал, что предметом нравственной (духовной) философии является понятие добра, которое единое, у всего человечества. Основа общечеловеческой нравственности (духовности) базируется на чувстве стыда, жалости и благоговения по отношению к высшему началу. Человек сущ. достойно только тогда, когда подчиняет свою жизнь и свои дела нравственному закону и направляет ее к безусловным нравственным делам. Социальный идеал Соловьева - вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии
Соловьёв предначертал в своем творчестве органический синтез христианства и культуры и пытался воплотить его в жизнь. Он и следующие за ним русские религиозные философы противопоставляли духу секуляризма целостную религиозно оправданную модель культуры, понимая, что светский безбожный гуманизм неизбежно идет к своему самоотрицанию. Именно В. Соловьев разработал концепцию возрождения России на христианских основах. Он посвятил свою жизнь неустанной борьбе против враждебного отношения интеллигенции к Церкви, за преодоление разрыва между ними, призывал к взаимному примирению.
Н.А. Бердяев различал культуру и цивилизацию, разводя их в антиномичных (противоречивых) характеристиках. По его мнению, переход от культуры к цивилизации всегда сопровождается убылью духа, именно это и происходит сейчас в мире. Бердяев видел в России духовное явление, которое не могут убить никакие материальные и политические катастрофы и, хотя тема мирового кризиса была поставлена им с предельной остротой и глубиной, он пытался увидеть и пути выхода из него, он верил, что Россия несет «новое слово» миру, что она откроет следующую страницу человеческой истории. Бердяев предрекал России великую роль, но и великую ответственность.
Флоренский, признавая величайшую ценность культуры, тем не менее считал, что эта ценность не заключена в самой культуре: «Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т.е. служит некоторому предмету веры». По мысли Флоренского, культура, стоящая на почве христианской веры, то есть вдохновленная и любовью к человеку, и жалостью к нему, как к "самобытному и страдающему", "прекрасному и загрязненному существу", как к "блудному детищу Божию" (там же) и есть та сила, которая способна обуздать другую силу – индивидуальную свободу в ее стремлении к деструктивности в отношении Абсолюта и Всеединства.
- Оглавление
- Педагогика
- Сущность, задачи и содержание антиалкогольного и антинаркотического вспитания учащихся.
- Мораль, нравственность, духовность в православной педагогике (Соловьёв, Флоренский, Бердяев (на выбор)).
- Методы стимулирования деятельности и поведения учащихся: поощрение, наказание, соревнование.
- Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации.
- Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – xXв (Толстой).
- Детские и молодёжные движения в России.
- Задачи педагогики как науки.
- Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
- Исторический и общественный характер воспитания.
- Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы.
- Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора.
- Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся.
- Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки.
- Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией.
- Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания.
- Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского.
- Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения.
- Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом.
- Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива.
- Педагогические способности, их психологическая структура и виды.
- Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
- Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений.
- Психология
- Психологические компоненты и условия усвоения знаний.
- Психологические причины неуспеваемости.
- Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося.
- Соотношение обучения и развития.
- Принципы развивающего обучения.
- 1. Обучение на высоком уровне трудности;
- Психологическая сущность проблемного и программного обучения.
- Психологические особенности подростка.
- Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации.
- Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики.
- Малые группы, их виды и уровни развития.
- Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения.
- Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения.
- Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними.
- Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности.
- Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии.
- Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы.
- Большие социальные группы, их виды и характеристика.
- Стили руководства классом их анализ и оценка.
- Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них.
- Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании.
- Методика преподавания биологии
- Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания.
- Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи.
- Характеристика словесных методов обучения биологии.
- Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии.
- Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение.
- Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе.
- Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии.
- Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное.
- Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий.
- Структура урока. Современный подход к реализации урока.
- Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент.
- Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции.
- Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы.