logo search
Для студентов (неполный вариант)

Семейная педагогика и семейное воспитание.

Итак, под семейной педагогикой мы понимаем отрасль педагогической науки, изучающую принципы, содержание, формы, методы, средства обучения, воспитания, социализации и развития детей в семье.

Семейное воспитание – основная категория семейной педагогики – процесс целенаправленного взаимодействия старших членов семьи и младших, направленных на становление и развитие личности ребенка.

Для того, чтобы определить сущность и специфику предмета семейной педагогики необходимо рассмотреть сходство и различия общественного и семейного воспитания.

Две ветви воспитания – в семье и в общественных учреждениях – сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в историю человечества на заре его существования. Обе ветви представляют собой неоднозначные явления: им присуще много общего, но и имеются существенные, принципиальные различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных учреждениях, будучи конкретно-историческими, зависящими от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рационального компонента: в семье преобладает первый, в общественном воспитании главный – второй. Другими словами, общественному воспитанию не достает теплоты и естественности семьи, в нем всегда присутствует доля рассудочности и холодности.

Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В образовательных учреждениях цель носит объективный характер, поскольку подчинена заказу общества на воспитание необходимых ему членов. В семье цель отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления определенной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие индивидуальные особенности. Таким образом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпадать, а иногда противоречить друг другу. В школе принципы и содержание воспитания имеют научную базу, прописаны в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время. Как в семье часто носят имплицитный (несформулированный) характер, варьируются от целого ряда причин (ценностных ориентаций, уровня образования, общей и педагогической культуры родителей, их этнической принадлежности, степени ответственности за будущее детей, сплоченности семейного коллектива).

Методы воспитания ,которые используются в школе и семье отличаются по своему набору, и, что особенно важно, по-своему содержанию, а следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная школе, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Таким образом, в каждой семье складывается своя, индивидуальная система воспитания, система не столь научная, как в школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействиях на него. Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических находок, хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Иная система воспитания складывается в тех семьях, где игнорируются интересы и потребности ребенка. Она может быть попустительской или жестокой.

Общественное воспитание по сравнению с семейным отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания и формирования личности ребенка особенно в первые годы жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии, поскольку принципиально различается характер доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет строго заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами семьи усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, ответственности друг за друга, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения.

Взаимосвязь субъектов воспитания в общественных (государственных) учебных заведениях имеет институционально-ролевой характер, то есть в значительной мере определяется функциональными обязанностями педагога. Отношения педагог-ребенок более фиксированы, чем отношения между членами семьи и ребенком..

Таким образом, общественное и семейное воспитания имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие и взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.