logo search
ГЛАВА XIV

14.3. Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики

Перспективным направлением этнокультурного образования в современных условиях стали технологии этнохудожественного образования. Этнохудожественное образование представляет собой процесс и результат освоения традиционной художественной культуры. В настоящее время существенно возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития. Об этом свидетельствуют такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», принятые в 2000 г. Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном уровне, в свете ряда документов ЮНЭСКО (прежде всего «Рекомендации о сохранении фольклора» (1989 г.), а также осуществляемых под эгидой этой организации в России ряда проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и шедевров народного творчества, а также по поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество.

Существенное значение приобретает изучение традиционной культуры конкретной территории. В последние годы в ряде регионов России (Белгородском, Тверском, Нижегородском и др.) были разработаны и внедрены комплексные программы возрождения народной художественной культуры, нацеленные, в конечном счете, на реализацию ее богатейшего педагогического потенциала. Выдвинутые задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, в различных традиционных формах празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, характерных для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению, сохранению и передаче новым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры. Этому способствует введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента таких дисциплин, которые позволяют знакомить учащихся с традиционной художественной культурой родного края, с различными видами и жанрами народного творчества. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует и деятельность фольклорных ансамблей, студий народного декоративно-прикладного творчества, школ народных ремесел, развивающихся в культурно-досуговых учреждениях и центрах дополнительного образования.

При этом необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной художественной культуры осуществляется в контексте лучших общероссийских традиций, как часть культуры России. Недавние социально-политические преобразования в России, нацеленные на преодоление дезинтеграционных процессов и предусматривающие создание крупных административно-экономических округов, ориентируют социально-культурную политику в регионах на гибкое сочетание в ней общенациональных и локальных интересов.

Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического художественного наследия.

В таком широком контексте традиционная народная художественная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными сферами жизни общества, а этнохудожественное образование - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.

Вместе с тем, в развитии этнохудожественного образования на основе социально-культурных традиций региона имеется немало проблем. Среди них - недостаточная разработанность содержания регионального компонента этнохудожественного образования, слабое отражение в нем национальных традиций в истории художественной жизни различных сословий и религиозных конфессий, отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этнохудожественного творчества в культурно-досуговых учреждениях.

В Положении о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (от 12.08.1994; № 940) региональный компонент определяется как содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов. Реализация регионального компонента в учебном процессе может быть вариативной и проявляться в распределении и локализации краеведческих проблем в отдельных темах предметов гуманитарного и эстетического циклов, на разных этапах обуче­ния с последующим обобщением на межпредметной основе; в разработке и внедрении единого многоаспектного курса; во введении специфических предметных курсов (спецкурсов) по художественному и этнохудожественному краеведению.

При этом и качестве методологических задач выступают:

Содержание регионального компонента этнохудожественного образования должно способствовать:

Национально-региональный компонент содержания этнокультурного образования развивается и обновляется по мере возникновения и заявления новых образовательных потребностей и обеспечивается многообразием образовательных программ; многообразием типов образовательных учреждений; развитием образовательных комплексов, включающих различные формы представления образовательных услуг, службы и центры, собирающие информацию об образовательных запросах населения, научно-исследовательские коллективы, обеспечивающие развитие этнокультурного образования, различные типы ассоциаций и объединений образовательных учреждений; дифференциацией системы этнокультурного образования на уровне учебных планов образовательных учреждений и комплекса программ развития субрегионов.

Использование художественно-краеведческого материала создает оптимальные условия для реализации в воспитательном процессе принципов наглядности, доступности, связи с жизнью. В результате в памяти обучаемого сохраняются наиболее значимые и ценные сведения о культурных традициях родного края, что в конечном итоге способствует воспитанию «духовной оседлости» (Д.С. Лихачев) ученика.

Преемственная многоуровневая региональная система художественного воспитания на основе традиций русской культуры должна включать в себя четыре звена - дошкольное; общее среднее и дополнительное; среднее профессиональное; высшее и поствузовское образования. Каждое из звеньев имеет свои цели и свою направленность подготовки.

Первое звено - дошкольного этнохудожественного образования - ориентировано на освоение ребенком элементов традиционной народной художественной культуры региона на обыденном представленческом уровне. Художественная деятельность на этом уровне ограничивается репродуктивным овладением элементарными навыками и художественными приемами, выработкой оценочных суждений относительно изучаемого материала и творческую самореализацию дошкольников, основанную на повторении эстетических образцов.

По целям и содержанию учебно-воспитательного процесса переходным от первого звена системы ко второму является этап начального образования (младший школьный возраст).

Второе звено - общего среднего и дополнительного образования - представляет собой понятийный уровень освоения региональных традиций русской культуры и направлен на формирование целостной системы знаний и развитие навыков анализа, обобщения и критической оценки явлений и процессов в региональной сфере народной художественной культуры.

Художественная деятельность в этом звене подготовки нацелена на овладение элементарными технологическими навыками в области народной художественной культуры, позволяю­щими с высокой эффективностью копировать, иллюстрировать (в сценическом и выставочном варианте) и преобразовывать изучаемые образцы, а также самостоятельную творческую деятельность (в том числе и исследовательскую этнографическую), основанную на художественных традициях региона.

Третье звено - структуры среднего профессионального образования - представляет собой мировоззренческий уровень усвоения региональных традиций народной художественной культуры. Этот уровень предполагает знание основных концепций, закономерностей, научных идей и фактов относительно региональных особенностей традиционной русской культуры. Учащиеся должны овладеть навыками поиска и получения информации о традициях и тенденциях развития народной художественной культуры региона, профессиональными навыками иллюстрации обнаруженной информации и умениями выявить и систематизировать проблемы, относящиеся к процессам возрождения этнокультурных традиций и этнохудожественного воспитания на региональном уровне.

Художественная деятельность в этом звене характеризуется развитыми технологическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только копировать эталонные образцы, но и осуществлять профессиональную рефлексию, оценочно-аналитическую деятельность, а также самостоятельную творческую реализацию замыслов в сфере народной художественной культуры.

Четвертое звено - звено высшего и поствузовского образования. Оно представляет собой концептуальный уровень освоения региональных этнохудожественных традиций. Этот уровень предполагает структурирование и систематизацию информации по проблемам региональных традиций русской культуры, воспитание навыков формулирования концепций, идей, гипотез, а также генерирование новых идей или проектной деятельности, основанной на интеграции и адаптации научной информации к социально-культурным условиям региона.

Это звено образовательной системы отличается высоким уровнем деятельностной креативности и аккумулирует различные проявления художественного и научного творчества, педа­гогического проектирования, творчества в сфере организации и управления народной художественной культурой и творчество в сфере социальных коммуникаций.

На решение сложной проблемы создания в регионе преемственной системы этнохудожественного образование было направлено осуществленное в течение нескольких лет под руководством профессора Московского государственного универси­тета культуры и искусств Т.И. Баклановой исследование. Оно выполнено в рамках комплексной межвузовской программы на тему «Преемственная система этнохудожественного образования» и реализовано на территории Тамбовского региона. Тамбовский регион представляет собой уникальную социально-культурную среду, географически совпадающую с Тамбовской губернией, в состав которой входили территории, относящиеся сейчас к Тамбовской, Липецкой, Воронежской и Рязанской областям (Центральный регион), а также Нижегородской, Пензенской областям и республике Мордовия (Поволжье). Поэтому традиции художественной культуры Тамбовщины очень многообразны. Они не ограничиваются аутентичным фольклором представителей различных этносов. Так, несколько последних веков русский фольклор частично развивался здесь во взаимосвязи с городским любительским искусством, а также с русской православной художественной традицией.

В рамках исследования было разработано соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, осуществлено внедрение регионального содержания в практику этнохудожественной подготовки образовательных учреждений различного типа и уровня. Осуществленный мониторинг учебно-воспитательного процесса и тестирования участников экспериментальных групп свидетельствует о высокой эффективности педагогической технологии регионального этнохудожественного образования, способствующей существенному росту качества подготовки по когнитивному, эмоциональному, моти-вационному и деятельностному компонентам.

Контрольные вопросы

  1. Что такое этническая идентификация и межкультурная интеграция?

  2. В чем заключается этнокультурное образование в условиях региона?

  3. Что подразумевается под культурным образованием?

  4. Из чего складывается этнокультурное образование?

  5. Что такое этнокультурная образовательная технология?

  6. Перечислите группы технологий на уровне общественных отношений и видам человеческой деятельности.

  7. Каковы основные принципы проектирования социальных технологий?

  8. Что такое активные и интерактивные технологии?

  9. Что такое технологический модуль в этнокультурном образовательном процессе?

  10. В чем заключаются отличительные особенности многоуровневой системы образования?

  11. В чем выражается мастерство педагога-организатора музыкального самодеятельного коллектива?

  12. Назовите сложившиеся направления реализации этнокультурного компонента в системе музыкального воспитания.

  13. Дайте характеристику принципов разработки и реали­зации этнокультурных образовательных технологий.

  14. Каково значение ролевых игр в профессиональной подготовке студентов?

Список рекомендуемой литературы

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: ИРПО, 1996. 337 с.

  2. Брусов СВ. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга. В кн. «Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования».-Свердловск, УРО АН СССР, 1991. с. 55.

  3. Горлинский В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные подходы переходного периода: Монография.-М.: Изд-во МГИМ, 1999. 333 с.

  4. Жилкин В.В. Проблемы бытования этнокультурных тра­диций в современной городской среде // Возрождение культурных тра­диций Центрального Черноземья (региональный аспект): Сб. науч. тр. Вып. 1-Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1997. с. 56-64.

  1. Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГУК, 1995. 136 с.

  1. Каргин А.С. Народная художественная культура- М., 1997.

  2. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения.- Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1994. 108 с.

  3. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.- Волгоград, 1995.

  4. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. НИИ профтехобразования/Ред. А.П.Беляева и др.- СПб., 1992. 80 с.

  5. Патрушев В.И. Информатизация и технологизация социального пространства,-М., 1994. С. 44.

  1. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики- М., 1993.

  2. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досу-говой синергетики: Учеб. пособие-М.: МГУКИ, 1999. 200 с.

  3. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности: Учеб. пособие- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. 78 с.

  4. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьн. технологии. 1996. №6. С. 3.

  5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения-М.: Нар. образование, 1996.