logo search
UMK_PVSh

3 Современные требования к специалисту с высшим образованием

Высшее образование – это уровень основного образования, достигаемый на основе общего среднего образования, или профессионально-технического образования с общим средним образованием, или среднего специального образования в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, и завершающийся итоговой аттестацией, по результатам которой присваиваются соответствующая квалификация.

В Республике Беларусь каждый имеет право на получение на конкурсной основе высшего образования, а также на свободу выбора высшего учебного заведения, специальности (специализации), формы получения высшего образования в соответствии с законодательством.

Система высшего образования в Республике Беларусь включает:

Как отмечает А.М. Новиков, длительное время отечественная общеобразовательная и профессиональная школы находились на позициях гностического, так называемого «знаниевого» подхода — основной образовательной задачей считалось формирование у учащихся, студентов прочных систематизированных знаний (умения и навыки всегда выступали второстепенными по отношению к знаниям компонентами).Сейчас акцент меняется — от гностического подхода — к деятельностному: основная цель образования теперь рассматривается теперь как формирование способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе к творческому профессиональному труду. Это, в частности, означает, что сами знания из основной и единственной цели образования превращаются в средство развития личности обучаемых.

В Республике Беларусь сегодня также происходит модернизация системы высшего образования. Высокий уровень качества и престиж белорусского высшего образования должен обеспечиваться преемственностью, эволюционным характером развития системы образования, которые позволяют сохранить достижения и традиции национальной школы, учитывать мировые тенденции развития образовательной области и изменяющиеся требования рынка труда.

Модернизация высшей школы отражает экономическую целесообразность современного этапа развития общества, включая удовлетворение образовательных запросов населения, его возрастающую мобильность, потребность насыщения всех отраслей специалистами новой формации, снижение государственных затрат, а также необходимость повышения международной конкурентоспособности дипломов о высшем образовании, выдаваемых белорусскими вузами.

В.С.Леднев отмечает, что сегодня назначение высшего образования – это подготовка высококвалифицированных специалистов, способных не только решать достаточно сложные задачи, но и выдвигать проблемы, и находить принципиально новые творческие их решения.

Общей характеристикой объектов деятельности специалистов с высшим образованием является, прежде всего, высокий уровень их системности, что требует от специалистов этой категории учета максимума связей, как внутрисистемных, так и с другими объектами (системами). Для описания (изучения, преобразования) свойств объекта-системы деятельности специалисту с высшим образованием необходимо владение соответствующим научным языком. Он должен быть подготовлен к решению эвристических задач, требующих от него способности формулировать (видеть, выделять) проблему, определять возможные пути ее решения, принимать систему мер к реализации намеченной программы.

Тип профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием отличается высокой степенью самостоятельности в выборе решаемых проблем и отношением работника к целеполаганию. Анализируя с психологических позиций профессиональное требование к специалисту с высшим образованием – «способность к самостоятельной организации профессиональной деятельности», Т.В.Кудрявцев и О.Г.Ким выделяют следующие узловые моменты интегративной деятельности сознания, связанной с реализацией сформулированного требования: целеполагание; актуализация знаний, необходимых и достаточных для определения характера воздействия на техническую подсистему и внешние формы действия; построение субъективно не противоречивой целостной системы нового знания, включающего все внешние и внутренние факторы, определяющие форму и содержание действия; принятие решения о внешней форме действия, адекватной его содержанию; исполнение решения; оценка степени соответствия полученного конечного результата действия на техническую систему изначально поставленной цели; прекращение интегративной деятельности сознания в случае удовлетворительного совпадения результата и цели или переход к построению новой конфигурации в случае недопустимых расхождений.

Следует отметить, что в последние годы специалисты, работающие в области высшего образования, все более осознают необходимость усиления практической подготовки и повышения ее удельного веса в общем содержании образования (Е.Н.Исаев, Ю.В. Варданян, А.В. Купавцев и др.).

Соотношение теоретической и практической подготовки. В условиях высшего образования теоретическая подготовка явно преобладает над практической (3:1), в то время как в среднем профессиональном это соотношение составляет 1:1, т.е. до 50% времени отводится на практическое обучение. Однако это не означает, что специалист с высшим образованием менее нуждается в профессиональной практической готовности к выполнению своих трудовых обязанностей. Но, обладая более высоким уровнем образованности, интеллектуального развития, студент вуза в большей степени способен преобразовывать теоретические знания в практические и самостоятельно решать вопрос о применении их в практической деятельности. Поскольку при подготовке специалистов с высшим образованием следует иметь в виду, что они в своей профессиональной деятельности имеют дело с объектом-системой, которую они должны преобразовывать (конструирование какого-либо объекта или проектирование технологического процесса, или диагностика состояния объекта), высокие требования предъявляются к объему «запасенной информации», гибкому ее применению в изменяющихся условиях, опоре на фундаментальные знания. Все это вызывает необходимость в овладении студентом основательной системой теоретических знаний.

Итак, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, Способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.