logo search
Обучение

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

       Для  того  чтобы  сформулировать  активизацию  учебной  деятельности учащихся, используется весь арсенал  методов организации  и  осуществления учебной  деятельности  -  словесные, наглядные  и   практические   методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные  и  дедуктивные  методы,  а также методы самостоятельной работы.

Каждый  из  методов  организации  учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее - мотивационной функции  любого метода обучения. Однако опытом работы учителей и  наукой  накоплен  большой арсенал   методов,   которые   специально   направлены   на   формирование положительных мотивов учения, они  стимулируют познавательную  активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией.  Функция стимулирования в этом случае как бы  выходит  на  первый  план,  содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

       Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того  чтобы  содержание оказало  особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду  требований, сформулированных  в  принципах  обучения (научность,   связь   с   жизнью, систематичность  и  последовательность, и  так  далее).   Однако   имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности,  приближения  содержания  к  самым  важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры,  искусства, литературы. С этой  целью  учителя  подбирают  специальные  приемы, факты, иллюстрации. В этом случае  ученики значительно  ярче  и  глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к  ним с большим интересом [1, с. 196-198].

       Но  деятельность  не  может  протекать  успешно,  если  при  этом  не используются методы стимулирования, контроля,  самоконтроля  и самооценки. Особенность методов обучения  заключается,  прежде всего,  в  формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.