Омарова п.О. Характеристика общения и поведения умственно отсталых младших школьников // Научный электронный архив. Url: http://econf.Rae.Ru/article/5733 (дата обращения: 15.03.2015).
Методика формирования навыков общения у умственно отсталых первоклассников. ОМАРОВА ПАТИМАТ ОМАРОВНА Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 109 / 2009
Умственно отсталым подросткам трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы, т.к. бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации, формируются отрицательные черты характера.
Чаще всего эти трудности связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений, когда могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или затруднениями процесса формирования личности.
Исследования умственно отсталых школьников, проведенные Г.М. Дульневым (1955), показали, что 20% обследованных учащихся не проявляют стремления к общению в совместной трудовой деятельности. Лишь в 20% случаев отмечаются самостоятельность в труде и целенаправленное общение.
Установлено, что личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерны неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.
Отношение с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. В основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновение аффективного напряжения лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, родителями, учителями. Причиной нарушения социальных связей с окружающими, взрослыми и сверстниками нередко выступает тревожность подростка.
у подростков разные проявления коммуникативных способностей. Высоким уровнем обладают лишь 13% испытуемых, средним - 34%, ниже среднего - 40%, низким - 13%.
По данным показателям видно, что у подростков школы VIII вида, довольно часто возникают трудности в общении, конфликты, поскольку подросткам приходится иметь дело не только с приятными людьми, но и с теми, с которыми не хотелось бы быть вместе, особенно это более ярко выражено у детей, проживающих в условиях интерната.
Однако, учитывая условия их проживания, а также психологические особенности развития личности с интеллектуальным нарушением, диагностические показатели свидетельствуют о достаточно хорошем среднем показателе уровня развития коммуникативных навыков у данной категории умственно отсталых подростков (13% - высокий + 34% - средний = 47% положительного результата).
Однако необходимо обратить внимание на 53% подростков, имеющих уровень коммуникативных навыков ниже среднего.
Такие подростки чувствуют себя неуверенно, не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, испытывают трудности в установлении контакта с окружающими. А в основе нарушения отношений подростков со сверстниками, родителями, учителями лежит, как правило, снижение дисциплины, успеваемости, возникновение аффективных переживаний.
-
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=555084 Особенности общения и тревожности у подростков с интеллектуальным нарушением
- Особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью
- Шипицына л. М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. – сПб., 2000.
- Петрова в.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / в.Г. Петрова, и.В. Белякова. –– м . : Академия, 2002. – 160 с. – (Высшее образование)
- Омарова п.О. Характеристика общения и поведения умственно отсталых младших школьников // Научный электронный архив. Url: http://econf.Rae.Ru/article/5733 (дата обращения: 15.03.2015).