Дидактические игры на уроках русского языка
1. Лингводидактический потенциал игровой формы учебной деятельности.
2. Понятия «языковая игра» в лингвистике и «дидактическая игра» в методике преподавания русского языка.
3. Типы дидактических игр на уроках русского языка:
групповые, командные;
интеллектуальные (лингвистические задачи, шуточные вопросы-загадки, шарады и др.);
графические (кроссворды, ребусы, чайнворды и др.);
тематические (урок-игра по теме…).
4. Языковая игра на уроках русского языка: типологический аспект.
Литература
Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М., 1996.
Ершова Т.В., Горянская Н.С. Ребусы в работе учителя-словесника // Русский язык и литература. – 1990. - №1.
Ким Л.Г. Русский язык в игровом тексте. Функционирование омонимичных единиц. – Кемерово, 2007.
Косолапкова А.А. Дидактические игры при изучении темы «Лексика» // Русский язык в школе. – 1990. – № 6.
Лингвистические ребусы // Рус. яз. Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». – 2000. – № 44 (ноябрь). – С. 16.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1997 // Словарные статьи: игры на уроках русского языка, загадки на уроках русского языка.
Никитина Е.И. Несколько упражнений для обострения языкового чутья на уроках изучения словообразования // Русский язык в школе. – 1989. - №3.
Новые метаграммы // Рус. яз. Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». – 2000. – № 48 (декабрь). – С. 4.
Развивающие игры по русскому языку. Сост. Л.Ю. Сапрыкина. – Донецк, 1998.
Петрановская Л. Игры на уроках русского языка // Рус. яз. Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». – 2000. – № 48 (декабрь). – С. 5-7.
Яковлева Е.Ф. Настольные игры на уроках русского языка // Рус. яз. Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». – 2000. – № 48 (декабрь). – С. 8-12; 2001. - № 8. – С.4, 13.
Практическое задание
1. Подберите из рекомендованной литературы (или найдите самостоятельно в периодической печати или в Интернет-ресурсах) примеры разных типов игр, которые можно использовать на уроках русского языка в школе. Будьте готовы к их проигрыванию на занятиях в студенческой группе.
2. Подготовить сообщение по теме «Языковая игра на уроках русского языка» (на материале современных периодических изданий: «Русский язык в школе», «Русский язык». Еженед. прилож. к газете «Первое сентября», «Мир русского слова» и др.
Практическое занятие 4
- Гоу впо «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания русского языка
- Содержание
- Декан фФиЖ к.П.Н., доц. Клишин а.В.
- Организационно-методический раздел
- Пояснительная записка Актуальность и значимость учебной дисциплины
- Соответствие рабочей программы Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
- Цель и задачи учебной дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
- Структура учебной дисциплины
- Особенности изучения учебной дисциплины
- Формы организации учебного процесса по данной дисциплине
- Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Содержание дисциплины Основное содержание лекционного курса
- 2. Содержание практических занятий
- 3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 4. Учебно-методические обеспечение
- Список основной учебной литературы
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля
- Примерный перечень вопросов к зачету к зачету по курсу «Методика преподавания русского языка»
- Примерные темы рефератов, эссе.
- Перечень вариантов контрольных работ (набор заданий оформляется отдельно, является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине)
- Учебно-методические материалы лекции Лекция 1. Введение
- Лекция 2. Лингводидактические концепции языковой личности
- Лекция 3. Содержание предмета «Русский язык» в школе
- Лекция 5. Организация учебного процесса
- Организация учебного процесса
- Лекция 6. Новые образовательные технологии
- Лекция 7. Новые образовательные технологии. Как построить нетрадиционный урок русского языка
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Лекция 8. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Егэ: итоги и перспективы.
- Часть 1 (а1 – а31) содержит задания с выбором ответа.
- Часть 2 (в1 – в8) содержит задания с кратким ответом.
- Часть 3 (с1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
- Дискуссии по вопросам егэ
- Из лингвистического наследия Лингвоперсонология и проблемы личностно-ориентированного обучения
- 7.1. Гумбольдт в. Фон. Избранные труды по языкознанию
- 5.2. Й. Л. Вайсгербер задачи обучения языку1
- Литература
- Методические рекомендации преподавателям, ведущим практические занятия
- Практические занятия по методике преподавания русского языка
- Современная ментальная лингводидактическая ситуация (вводное занятие)
- Лингводидактические концепции языковой личности
- Литература
- Практическое задание
- Дидактические игры на уроках русского языка
- Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе
- Формы и приемы подачи языкового материала на уроках русского языка
- Методика изучения основных разделов курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.
- Проблемы обучения орфографии
- Организация учебного процесса в современной школе. Методика построения урока
- Урок сообщения новых знаний
- Литература
- Практическое задание
- Урок совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
- Контроль знаний, умений и навыков
- Культуроведческая функция языка в системе его преподавания
- Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку
- Практическое задание
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения