Проблемное обучение
1.Когда начались глубокие исследования в области проблемного обучения?
В буржуазной педагогике конце 19 века.
В российской педагогике в начале ХХ1 века.
В советской педагогике в начале 60-х годов ХХ века.
В американской педагогике в начале ХХ века.
2. Какое понятие определяется как «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний»?
Проведение деловой и ролевой игры.
Проведение коллективного творческого дела.
Организация проблемного обучения.
Творческий подход в реализации принципа научности обучения.
3. Каковы способы создания проблемных ситуаций?
Побуждение учащихся к выполнению социальных ролей, необходимых для осуществления проблемной ситуации.
Побуждение учащихся к теоретическому осмыслению и анализу фактов для успешного разрешения проблемной ситуации в ходе проведения коллективного творческого дела.
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов. использование учебных и жизненных ситуаций; побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий.
Побуждение учащихся к публичному выступлению с целью создания проблемной ситуации.
4. Каковы требования, предъявляемые к проблемной ситуации?
Должна быть на высоком уровне сложности, в специально созданных условиях на уроке.
Должна быть доступной пониманию учащихся, посильной, естественной и должна заинтересовать учащихся.
Должна быть с несколькими возможными вариантами решений, ответов.
Должна быть специально создана на внеклассном мероприятии с целью вхождения учащихся в игру.
5. Какие вопросы относятся к проблемным?
Вопросы, задающиеся с целью получения ответов, содержащих известные знания.
Вопросы, на которые учащиеся должны дать полный развернутый ответ.
Вопросы, которые вызывают интеллектуальные затруднения у учащихся, связанные с новыми знаниями, им неизвестными.
Вопросы, когда память работает без напряжения ума в поисках имеющейся в мозге ученика готовой информации.
6. Какая теория является психологической основой концепции проблемного обучения?
Теория развития личности.
Теория мышления.
Теория развития направленности личности.
Теория обучения.
7. Каковы функции проблемного обучения?
Передача учащимся готовых знаний; контрольно-корректирующая.
Усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности, развитие интеллекта учащихся.
Информационная, психотерапевтическая, коррекционная.
Развивающая, усвоение большого объема информации с помощью учителя.
8. Чем отличается проблемное обучение от сообщающего?
Целеполаганием и принципом научности обучения
Целеполаганием и принципом организации педагогического процесса.
Принципом наглядности и активности учащихся в обучении.
Принципом активности и сознательности учащихся в обучении.
9. Что является целью проблемного обучения?
Овладение системой знаний, умений и навыков, использование принципа научности в обучении.
Усвоение результатов научного познания; усвоения пути, процесса получения результата; формирование познавательной деятельности ученика, развитие его творческих способностей.
Формирование творческой активности, самостоятельности, ответственности учащихся.
Развитие творческих способностей, использование принципа активности и сознательности учащихся в обучении.
10. Какой принцип лежит в основе организации процесса проблемного обучения?
Принцип передачи готовых выводов науки учащимся.
Принцип исследовательской деятельности и активности учителя.
Принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика.
Принцип научности обучения и сознательности учащихся.
11. В чем состоит деятельность учителя при проблемном обучении?
Систематически создает учащимся трудности организационного характера.
Систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность.
Систематически оценивает учащихся для определения уровня знаний, умений и навыков.
Систематически организует познавательную учебно-воспитательную деятельность.
12. Что из перечисленного можно отнести к особенностям проблемного обучения?
Учитель нагнетает обстановку с целью активизации педагогической деятельности.
Интеллектуальная деятельность учителя по самостоятельному усвоению новых знаний путем решения проблемных ситуаций.
Интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем.
Интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению нового раздела (или нескольких разделов) в домашних условиях.
13. К какому виду проблемного обучения относится теоретическое исследование, поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы?
Научное творчество.
Научное открытие.
Педагогическое творчество.
Педагогическое открытие.
14. К какому виду проблемного обучения относится поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение?
Научное творчество.
Практическое творчество.
Педагогическое творчество.
Научная практика.
15. К какому виду проблемного обучения относится отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру?
Художественное творчество.
Практическое творчество.
Эстетическое творчество.
Практическое творчество.
16. Какие элементы входят во внутреннюю часть структуры проблемного урока?
Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы;
Актуализация прежних знаний учащихся; возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; доказательство гипотезы; формирование умений и навыков.
Усвоение новых знаний и способов действия; возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; формирование умений и навыков; проверка правильности решения проблемы.
Актуализация прежних знаний учащихся; усвоение новых знаний и способов действия; формирование умений и навыков; проверка правильности решения проблемы.
- Школьные технологии обучения и воспитания
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий 12
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя 45
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения 73
- Глава 9. Альтернативные технологии 303
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии» 333
- Предисловие
- Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий
- Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий
- Педагогическая технология и ее описание; различие промышленной и социальной технологий
- Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»
- Классы педагогических технологий
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- 1.Бершадский м.Е., Гузеев в.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ м.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с. (с 9 – 48)
- Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя
- · Технология проектирования и конструирования педагогического процесса
- · Формы, принципы и этапы педагогического проектирования
- · Технология постановки целей и планирование результатов обучения
- · Профильное и уровневое планирование результатов обучения
- · Структура познавательной деятельности учащихся1
- · Технология организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся2
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- ·Гуманистическая философия и психология – основа технологии личностно ориентированного и развивающего обучения
- Наиболее общими основаниями для построения личностно ориентированного обучения являются следующие теоретические положения л.С.Выготского:
- · Технологии развивающего обучения
- · Технология сотрудничества в обучении3
- · Сотрудничество – основа витагенной технологии4
- · Теоретические основы витагенного образования
- · Голографические технологии
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 4. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся
- · Игровые технологии и их целевые ориентации
- · Проектная технология обучения и ее сущность
- · Типология учебных проектов
- · Технология проблемного обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектная технология
- Использованная литература
- Глава 5. Технологии эффективного управления процессом обучения
- Технологии уровневой дифференциации; внутренняя и внешняя дифференциация
- Технологии группового и коллективного способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Тестовые задания для самоконтроля Технологии дифференцированного обучения
- Технология групповых и коллективных способов обучения
- Технология программированного обучения
- Модульная технология обучения
- Информационные технологии обучения
- Использованная литература
- Глава 6. Гуманистические воспитательные системы и технологии деятельности классного руководителя
- ·Воспитательная система школы и этапы ее развития
- · Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса
- Типология форм воспитательной работы
- Технологии воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 7. Технологии развития творческого потенциала личности
- Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе
- Обучение учащихся творческой деятельности
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 8. Технологии управления школой и организация методической работы
- Школа как педагогическая система и объект управления
- Методы и формы управления школой
- Управленческая культура руководителей школы
- Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении
- Управление процессом развития общеобразовательного учреждения и концепция развития школы
- Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 9. Альтернативные технологии
- · Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий
- · Технология развития критического мышления школьников
- · Технология «мастерских» и особенности ее содержания
- · Технология организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе
- · Технология свободного труда
- · Технология Дальтон-план
- · Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания
- Тестовые задания для самоконтроля
- Использованная литература
- Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии»
- ● Лабораторная работа на основе использования Интернет-ресурсов
- ● Комплексная деловая игра «Новая школа»
- ● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)
- ● Семинар-выставка методических произведений студентов
- Использованная литература
- Ключи к тестовым заданиям