logo search
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

 Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе

Феномен творчества может рассматриваться в рамках многих дисциплин: философии, социологии, психологии, искусствоведения, эвристики, дидактики и др. Педагогика изучает достижения этих дисциплин в области творчества, обобщает их и предлагает пути формирования творческой личности на различных этапах ее развития.

Творческая личность рассматривается, как личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию. Основными компонентами творческой личности являются:

 творческая направленность (мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностно и общественно значимые результаты и т.д.);

 творческий потенциал (совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность применять их при постановке проблем и поиске путей решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в определенной сфере и т.д.);

 индивидуально-психологическое своеобразие (волевые черты характера, эмоциональная устойчивость при преодолении трудностей, самоорганизация, критическая самооценка, восторженное переживание достигнутого успеха, осознание себя как творца материальных и духовных ценностей, соответствующих потребностям других людей, и т.д.).

Итак, творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Любой труд может быть творческим. Виды творчества определяются формой созидательной деятельности: творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.

Следует отметить множественность и неоднозначность в определении понятия «творчество». Исследователи проблем творчества по-разному трактуют данное понятие: как результат сложнейшего соединения внешних и внутренних процессов человеческого бытия, как сложное многогранное явление, которое в той или иной степени присуще любому человеку, любому виду его деятельности, и т. д.

Творчество выражается в способности человека к эвристическому мышлению и самостоятельному целеполаганию, развитой интуиции, художественной фантазии, способности не только адаптироваться к новому, но и создавать его, творить самого себя.

Творчество – это и процесс, и способность, и результат, и многогранное явление, и дидактический фактор, и путь воспитания, и сторона саморазвития личности, и педагогическая проблема. При попытке дать исчерпывающее определение творчеству мы тем самым ограничим его или областью профессиональной деятельности, или способами достижения нового результата, или отношением к нему других людей. Творчество многолико. Его загадочность – в его непредсказуемости, в многогранности, в возможности творца открывать самого себя.

Среди исследователей феномена творчества существуют две точки зрения: одни полагают, что обучить творчеству невозможно, другие утверждают, что творчеству можно научиться.

К понятию «творчество» тесно примыкает понятие «креативность» (от лат. creatio – создание) как универсальная творческая способность к продуктивной деятельности, или совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.

Креативность определяется более конкретно как совокупность мыслительных (дивергентное мышление; беглость, гибкость, оригинальность мышления; широта категоризации; генерализованная чувствительность к проблеме; умение абстрагироваться, конкретизировать, перегруппировывать идеи) и личностных (регуляторные процессы, воссоздающее и творческое воображение, фантазия) качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности личности.

Практика педагогической работы концентрирует внимание на каждом отдельном ученике, ставя задачу распознать в нем творческие задатки, развить их и тем самым выполнить свою миссию перед обществом.

Где лучше всего человек развивает в себе творческие задатки: в семье, в школе, в вузе? Очевидно, это должно происходить на каждом из перечисленных этапов. Но на практике дело обстоит не так. Психологи установили, что среди шестилетних детей 37% обладают высоким потенциалом творческой активности, среди семилетних этот показатель снизился до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей. Эти цифры свидетельствуют о том, что современная массовая школа мало способствует росту творческого потенциала личности. Поэтому задача воспитания творческой личности должна стать доминирующей в школе.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов – раскрыть эти способности, развить их. Однако «разбудить» способности ребенка – не значит открыть какой-то клапан и дать простор природе человека. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности. В ее обеспечении велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких, тонко учитывающих особенности детей.

По проблеме воспитания у детей способности к творчеству в педагогической литературе прослеживаются два подхода. В первом – детское творчество трактуется как следствие врожденных, инстинктивных импульсов; готовность к творчеству объявляется независимой от внешних воздействий. Отсюда – отказ от активного педагогического руководства. Второй подход предполагает стремление использовать творчество как один из путей целенаправленного воспитания. Доминирующее значение творческих задатков должно привести к отказу от попыток активной перестройки их и формирования «более совершенных», по мнению педагогов, направлений развития личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельность. Творческие задатки школьника проявляются в его инициативности, активности и самостоятельности.

Творчество предполагает стойкий познавательный интерес. Развивать это качество необходимо в рамках учебных занятий, используя систему специальных заданий, причем особое внимание должно уделяться умению школьника наблюдать явления, находить им адекватные объяснения и формировать, таким образом, личностное отношение к этим явлениям. Такой процесс сугубо индивидуален, как и само творчество.

В школьных условиях зарождение творческой личности нередко не только не получает поддержки, но и просто не принимается многими учителями. Такого ученика начинают «выправлять», «выпрямлять», не понимая, что такая ломка – верный путь к нивелировке личности, подавлению творческого начала в человеке

Для обучения ребенка мыслить творчески, необходимо прислушаться к советам В.А.Сухомлинского, который утверждал, чтобы учитель не обрушивал на ребенка лавину знаний и не стремился на уроке рассказать все о предмете, а оставлял для ребенка недосказанность, чтобы ему хотелось возвратиться еще раз к тому, что он узнал.