logo search
Конференция_Мир Детства 1

Формирование гражданственности младших школьников

Серафинович О.К., студентка 5 курса

(г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы»)

Научный руководитель  Тарантей Л.М., кандидат педагогических наук, доцент

В статье рассматриваются сущность и особенности гражданского воспитания младших школьников. Описывается исследовательская работа на констатирующем и формирующем этапе. Определяется эффективность использования разнообразных форм и методов формирования гражданственности младших школьников.

Одной из наиболее актуальных проблем развития нашего государства является воспитание человека – гражданина, патриота, готового отдать свои знания, силы и умения во имя процветания нашего Отечества Республики Беларусь. На современном этапе развития общества будущее нашей республики во многом определяется не только интеллектуальным потенциалом ее граждан, но и их гражданской позицией. Воспитание гражданина является залогом развития государства, поэтому гражданское воспитание становится неотъемлимой частью образовательного процесса. Одной из задач образования в Республике Беларусь является воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, образцов поведения. В связи с этим воспитание гражданственности является одной из задач современной системы образования, которая нашла отражение в Кодексе Республики Беларусь "Об образовании" (от 1 сентября 2011года); в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы и других нормативных документах. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что проблема формирования у младших школьников гражданственности недостаточно подвергалось специальному исследованию. В основном занимались исследованием формирования гражданственности у подростков и молодежи. Вопросы формирования гражданственности подрастающего поколения нашли отражение в трудах отечественных педагогов К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуша, В.В. Мартыновой, Б.В. Пальчевского, И.Ф. Харламова, И.Д. Чернышенко, В.Т. Чепикова, В.В. Буткевич и других [2].

Гражданственность интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству, и уважительно относится к другим гражданам [1]. В структуре гражданственности выделяют следующие психологические компоненты:

1) потребностно-мотивационный – представляет собой систему доминирующих потребностей и мотивов деятельности и поведения;

2) интеллектуально-чувственный – определяет уровень развития сознания (знания, взгляды, убеждения, идеалы, эмоции и чувства);

3) поведенческо-волевой – выражает степень сформированности и устойчивости умений, навыков и привычек поведения, а также волевых свойств личности [1].

Однако все структурные компоненты тесно связаны между собой, взаимно обусловлены и функционируют как единое целое. Поэтому такое расчленение гражданственности на составляющие элементы является условным.

Для формирования гражданственности первостепенное значение имеет учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления прав и обязанностей, норм поведения и деятельности школьника, а также дифференцированный подход к оценке знаний учащихся. В младшем школьном возрасте открываются широкие возможности для систематического и последовательного гражданского воспитания учеников. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и гражданственности [3]. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Многие психологи (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Фельдштейн) считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того, или иного способа поведения. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине [3].

В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь выделяются следующие условия воспитания гражданственности и патриотизма личности:

Процесс формирования гражданственности носит поэтапный характер и включает в себя:

  1. стимулирование потребности учащихся в выработке гражданско-патриотических чувств и качеств;

  2. углубленное разъяснение школьникам сущности и нравственной значимости для каждого человека таких качеств, как гражданственность и патриотизм;

  3. активизацию соответствующих эмоционально-чувственных переживаний и выработку взглядов и убеждений, составляющих основу гражданско-патриотического сознания;

  4. формирование у учащихся опыта патриотического поведения, активной гражданской позиции и готовности к деятельному участию в жизни общества;

  5. развитие и укрепление способностей к проявлению волевых усилий, связанных с гражданско-патриотическим поведением и деятельностью школьников [2].

Для более точного выявления гражданственности в младшем школьном возрасте, нами была проведена исследовательская работа, которая заключалась в проведении анкетирования на констатирующем этапе, с целью изучения уровня сформированности гражданственности каждого младшего школьника. Исследование проводилось в 2010-2011 году на базе СШ №11 г. Гродно. Оно проводилось с учащимися 3-их классов. В исследовании приняло участие 44 человека (21 человек из 3 «А» класса и 23 из 3 «Б» класса). Экспериментальный класс – 3 «А», контрольный класс – 3 «Б». С детьми была проведена анкета на тему «Выявление гражданского кругозора». Нами были выделены следующие уровни, которые характеризуют гражданскую сферу младших школьников.

Дети с высоким уровнем сформированности гражданственности имеют глубокие и устойчивые представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Учащиеся осознают сущность гражданственности, патриотизма, с уважением относятся к историко-культурному наследию белорусского народа; к государственным символом (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны; хорошо знают историю своей Родины и памятные места Беларуси. Проявляют интерес к национальным традициям и культуре своего народа. Стремятся узнавать что-то новое о своей стране, активно участвуют в общественной жизни.

Респонденты со средним уровнем сформированности гражданственности имеют достаточно полные представления о своей стране, знают государственные символы и уважительно относятся к ним, имеют недостаточные знания о памятных местах и известных людях Беларуси. Проявляют интерес к событиям, происходящим в стране, к народной культуре.

Дети с низким уровнем сформированности гражданственности имеют слабое представление о своей стране, знают государственные символы. Мало интересуются историей Родины, не проявляют интереса к национальным традициям и культуре своего народа.

Результаты анкетирования показали, что 38% учеников из экспериментального класса имеют высокий уровень, средний уровень– 42%, низкий уровень –20%. В контрольном классе были получены следующие результаты: высокий уровень – 32%, средний уровень – 43%, низкий уровень – 25%учащихся.

Данные диагностики уровня гражданской воспитанности свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по гражданскому воспитанию младших школьников в данных классах, направленной на повышение уровня сформированности гражданственности как интегративного качества. В связи с этим исходя из процесса формирования гражданственности нами была составлена и реализована программа по гражданскому воспитанию младших школьников, которая заключалась в усилении гражданской направленности учебных дисциплин в начальных классах, в организации внеклассной воспитательной работы с использованием разнообразных форм, методов и средств гражданского воспитания младших школьников. Программа «Маленький гражданин» проводилась в течение учебного года с учащимися 3 класса. Цель программы заключалась в том, чтобы способствовать формированию гражданственности младших школьников и развитию у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи проведения программы:

Мы использовали такие традиционные формы: урок, информационный час, классный час и следующие методы: беседа, устный журнал, конкурсы, игры-викторины. Гражданско-патриотическое воспитание осуществлялась нами в ходе учебной деятельности на уроках литературы, белорусского и русского языках. В структуре урока заложены огромные воспитательные возможности, так как отдельно взятая дисциплина оказывает влияние на формирование мировоззрения учащегося, его идейно-нравственные и гражданско-патриотические качества. Информационный и классный час проводились с нами с целью изучения государственной символики Республики Беларусь, расширения знаний учащихся о своей Родине, формирование ценностного отношения к своей стране. Проводимые нами беседы, устный журнал, игры-викторины были направлены на формирование у младших школьников патриотизма, ознакомление учащихся с подвигом участников Великой Отечественной войны 1941 –1945 г., с героическими судьбами близких родственников, а также на повышение интереса младших школьников к истории семьи, города, страны. Таким образом, как в учебной, так и внеучебной деятельности содержится большое количество форм и методов, которые используются для формирования гражданственности младших школьников.

После реализации программы нами был проведен контрольный этап эксперимента с целью подтверждения эффективности авторской программы «Маленький гражданин». На данном этапе нами был изучен уровень сформированности гражданственности младших школьников после проведения программы. Исследование проводилось в конце марта 2011 года. Полученные данные отражены таблице 1.

Таблица 1. – Динамика уровня сформированности гражданственности младших школьников ЭГ и КГ.

Уровень

гражданственности

ЭГ

КГ

До

После

До

После

Высокий

38%

81%

32%

35%

Средний

42%

19%

43%

43%

Низкий

20%

25%

22%

Сравнив первоначальные и конечные результаты КГ и ЭГ, можно сделать вывод о том, что в классе, в котором реализовывалась наша программа по формированию гражданственности, конечные результаты гораздо лучше, чем в классе, в котором данная программа не проводилась. Среди учеников ЭГ уже не было ребят с низким уровнем сформированности гражданственности, а среди КГ – 22% младших школьников. У младших школьников ЭГ высокий уровень возрос на 43%, а средний уровень снизился на 23%. В КГ значительных изменений не было: высокий уровень увеличился на 3%, средний уровень остался таким же, а низкий уровень снизился на 3%. В экспериментальном классе, где была реализована программа, у младших школьников сформировались достаточно глубокие для их возраста знания о Родине, государственных символах и бережное отношение к ним, знание знаменитых людей своей страны, уважение к историко-культурному наследию белорусского народа, осознание младшими школьниками сущности патриотизма, любви к своей Родине.

Результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что авторская программа «Маленький гражданин» является эффективным средством формирования гражданственности у учащихся младших классов.

Гражданственность – качество личности, характеризующее её отношение с обществом, государством, выражающееся в осознании и реализации человеком своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, к своей семье, окружающим людям, Отечеству, планете. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, представления школьников о патриотизме и гражданственности.

Следует констатировать, что большинство исследований, посвященных проблеме гражданского воспитания, раскрывают особенности формирования гражданственности в подростковом и юношеском возрасте, а возможности младшего школьного возраста в становлении гражданского самосознания подрастающего поколения остаются малоизученными. Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется несоответствием между общественно-социальной значимостью проблемы воспитания гражданственности младших школьников и ее освещением на страницах психолого-педагогической и методической литературы.

Проведенная нами диагностика уровня гражданской воспитанности у младших школьников выявила необходимость разработки и проведению программы по гражданскому воспитанию младших школьников в данных классах, направленной на повышение уровня сформированности гражданственности как интегративного качества.

Программа «Маленький гражданин» по гражданскому воспитанию младших школьников была направлена на усиление гражданской направленности учебных дисциплин в начальных классах, в организации внеклассной воспитательной работы с использованием разнообразных форм, методов и средств гражданского воспитания младших школьников. Разработанная нами программа формирования гражданственности младших школьников способствовало достижению высоких результатов в экспериментальном классе. Так, к концу эксперимента высокий уровень гражданственности стал составлять 81% респондентов (по сравнению с 38% в начале исследования), средний уровень  19% (по сравнению с 42%), а младших школьников с низким уровнем сформированности гражданственности уже не было.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что гражданственность у младших школьников можно сформировать в процессе учебной и внеучебной деятельности, используя различные формы и методы. Таким образом, программа «Маленький гражданин» является эффективной, поскольку были получены изменения в положительную сторону. Наше исследование показало, что программа «Маленький гражданин» по формирования гражданственности способствует формированию гражданственности как интегративного качества личности.

Список цитированных источников:

  1. Левко, А.И. Модель воспитания гражданственности и патриотизма в современных условиях / А.И Левко, Л.А. Худенко // Столичное образование. – 2002. – № 10. – С. 4 –9.

  2. Лихачев, В.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / В.Т. Лихачев // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 10 – 15.

  3. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – Минск: Современное слово, 1990. – 196 с.

  4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Респулике Беларусь на 2011-2015 годы. – Минск, 2011. – 40 с.