logo search
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

 Школа как педагогическая система и объект управления

Управление – это функция сложных высокоорганизованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей. Реализация управления сопряжена с решением таких задач, как управление становлением, управление выживанием, управление функционированием, управление развитием.

Ряд авторов отмечает, что управление необходимо для создания благоприятных внешних и внутренних условий для сплоченной, согласованной, скоординированной, эффективной совместной деятельности.

Управление современной школой как сложной педагогической системой требует от руководителя осознания необходимости инновационной политики обновления содержания внутришкольного управления, научного подхода в построении целостной системы управления школой и перевода в режим развития. Для этого необходимо:

 определить вид школы, ее цель;

 организовать информационное обеспечение: выявить интересы, возможности учеников, запросы их родителей;

 оценить кадровые, материально-технические, психологические условия, для удовлетворения выявляемых потребностей;

 разработать свой вариант учебного плана;

 выбрать систему обучения: индивидуальную, классно-урочную, лекционно-практическую, цикло-поточную – для школ и групп учащихся;

 определить режим организации учебно-воспитательной работы (5 – 6-дневная неделя, первая и вторая половина дня);

 определить приоритетные условия для достижения в школе поставленных целей: кадровые, материально-технические, финансовые, научно-методические, социально-психологические.

Система управления в организации школы имеет свои функции. Эти функции могут выражаться не только по отношению к разным субъектам, уровням, компонентам, но и по отношению к самой школе.

Выделяют критерии, обозначенные во внутришкольном управлении, по отношению к:

 системе внутришкольного управления (успешность, результативность, действенность);

 системе жизнедеятельности школы (совершенствование отношений в системе «субъект управления – управляемый объект»);

 субъектам внутришкольного управления (повышение коэффициента полезного действия индивидуальных и совместных действий, устранение перегрузок, формализма, повышение уровня материального стимулирования);

 внешкольным партнерам (заинтересованным лицам и группам вне школы, способствующим повышению репутации школы).

«Многоэтажность» функций внутришкольных управленческих нововведений свидетельствует о многоуровневости их результатов и последствий. Это важно потому, что освоение новшеств всегда связано с неопределенностью, инновационным риском.

В начале 90-х годов критика управления школой была скорее эмоциональной, чем объективно-профессиональной. Однако в программных документах были предложены вполне конкретные и реалистические шаги по преобразованию систем управления образованием на всех уровнях. Главными задачами провозглашались: переориентация систем управления на развитие; децентрализация всех систем; повышение управленческой квалификации руководителей.

Характеризуя основные направления современной управленческой деятельности, необходимо отметить:

 разграничение компетенции между школой и органами управления;

 повышение уровня самостоятельности, автономности, ответственности субъектов внутришкольного управления;

 повышение уровня свободы системы управления школой;

 переход от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика, создателя, автора новых систем;

 возможность устанавливать новые связи в социуме;

 открытость управленческого сообщества мировому опыту менеджмента и социального управления;

 высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;

 развитие плюрализма, разных подходов к творческому поиску;

 привлечение в школы квалифицированных специалистов из вузов и НИИ, которые изменили культурный фон во многих школах;

 рост популярности идей профессионализации управленческой деятельности.