Особенности речевого развития у детей с зпр
Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях межличностного взаимодействия у значительной части учащихся, в количественном росте детей с задержкой психического развития. Изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) — важнейшее направление в исследовании этой проблемы.
Клиническое изучение детей данной категории позволило установить этиологию и клинические варианты данной формы отклонения в развитии (М.С.Певзнер, Т.А. Власова, К.С.Лебединская и др.)
Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, специфические трудности в усвоении учебных предметов, что позволило разработать основные принципы и содержание обучения, воспитания и коррекции недостатков психического развития (В.И.Лубовский, Т.В. Егорова, Н.А.Никашина, Г.М.Капустина, Р.Д.Тригер, Н.А. Цыпина, С.Г.Шевченко и др.).
Исследование особенностей развития речи, как одно из важнейших направлений в изучении детей с ЗПР, проводилось многими учеными (Т.П.Артемьева, Н.Ю.Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С.Слепович, Г.Н.Рахманова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко),
О значении самоконтроля в трудовом обучении говорится в ряде исследований П.П.Блонского, Н.П.Диевой, Н.И.Кувшинова, Л.Б.Ительсон, З.А. Решетовой, И.П.Калошиной. Анализ литературы показал, что вопрос о самоконтроле в учебно-образовательной деятельности, хотя косвенно и затрагивается авторами в ряде работ, но еще недостаточно исследован. Так, Е.В. Гурьянов и его сотрудники рассматривали самоконтроль в связи с выработкой навыков каллиграфического письма, Л.К.Назарова — при обучении учащихся младших классов правописанию, К.П.Мальцева - при составлении плана текста на уроках развития речи. Во всех работах подчеркивается необходимость специального обучения самоконтролю.
Не получили достаточного научно-методического решения вопросы воспитания самоконтроля у детей с отклонениями психофизического развития. Имеется лишь несколько работ, посвященных отдельным сторонам этого вопроса (Ю.Б.Максименко, Н.Р.Осипова, Л.Г.Шустрова, У.В.Ульенкова).
Особенности протекания контроля и его формирования у детей с ЗПР рассматривались недостаточно, а данных по этой проблеме при коррекции звукопроизношения и письма практически нет. Разработка научных и методических рекомендаций по этому вопросу является приоритетной задачей специальной педагогики.
Анализ ситуации, сложившейся в педагогической теории и практике, выдвигает противоречие между корригирующей функцией действия контроля и его несформированностью у детей с ЗПР.
Выделенное противоречие позволило определить актуальность проблемы исследования по изучению педагогических условий формирования у детей с ЗПР контроля и самоконтроля и возможные пути его использования как средства коррекции речи в процессе обучения.
В основу концепции формирования действия контроля у детей с ЗПР положена идея воспитания установки на целенаправленное создание потребностей в осуществлении контроля каждым ребенком, стимулирование его личной заинтересованности в коррекции своих особенностей речевого развития.
- Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с зпр
- Глава 2. Особенности речевого развития у детей с зпр
- Введение
- Психолого-педагогическая характеристика детей с зпр
- Понятие «речевая деятельность»: онтогенетический аспект ее становления
- Особенности речевого развития у детей с зпр
- Особенности речевого развития у младших школьников с зпр
- Особенности развития речи дошкольников с зпр
- Анализ речевого развития у детей с нормой развития и у детей с зпр
- 4. Мальцева е.В. Особенности нарушения речи у детей с зпр// Дефектология, №6, 1990