1.3. Уровень среднего профессионального образования
Важной категорией в формировании содержания образования специалиста является уровень его образования.
Новая система профессионального образования является многоуровневой: в рамках среднего профессионального образования выделяют базовый и повышенный уровни подготовки; в рамках высшего образования - бакалавриат, специалитет, магистратуру. Смысл многоуровневой системы состоит в том, чтобы предоставить человеку возможность самому выбирать образовательную траекторию - путь, по которому он считает целесообразным достигнуть намеченных результатов. Выбор образовательной траектории зависит от разных обстоятельств: самооценки способностей, учета материальных возможностей, интереса к разным по ориентации уровням подготовки и др.
Уровень образования (образовательный ценз) - традиционно сложившийся и законодательно или нормативно установленный круг требований к содержанию образования и организации учебного процесса, обеспечивающий реализацию определенных образовательных целей. В Российской Федерации установлены следующие уровни образования (образовательные цензы)1:
а) основное общее образование;
б) среднее (полное) общее образование;
в) начальное профессиональное образование;
г) среднее профессиональное образование;
д) высшее профессиональное образование;
е) послевузовское профессиональное образование.
Цели каждого уровня профессионального образования раскрыты соответственно в ст. 22 - 25 Закона. Принципиально важным при разработке теоретических и методических основ формирования содержания образования и содержания обучения является вопрос о стандарте (эталоне) уровня среднего профессионального образования. Разработка стандарта уровня среднего профессионального образования необходима еще по ряду причин:
-для установления эквивалентности документов об образовании в разных странах с целью равноправного обмена студентами, облегчения процедуры приема на работу выпускников средних специальных учебных заведений в странах СНГ и дальнего зарубежья;
- для приема на следующую ступень образования (в вуз);
- для оценки интеллектуального потенциала страны.
Стандарт уровня образования - это совокупность требований и ограничений к формированию состава и содержания знаний, умений, навыков, опыта профессиональной деятельности специалиста, его личных качеств, а также к организации учебного процесса. Стандарт того или иного уровня образования формируется только в системе взаимосвязей со стандартами других уровней профессионального образования и в определенной мере зависит от них. Так, например, снижение стандарта уровня высшего образования влечет за собой снижение стандарта уровня среднего профессионального образования, иначе они сольются. В системе взаимосвязей со стандартами других уровней профессионального образования стандарт того или иного уровня образования определяется: а) отношением к квалификации подготавливаемых работников; б) требованиями к составу и объему подготовки специалистов; в) местом в системе непрерывного образования.
Рассмотрим каждое из этих положений.
Отношение среднего профессионального образования к квалификации подготавливаемых работников. Среднее профессиональное
образование ставит своей целью подготовку специалистов среднего звена. Специалисты со средним профессиональным образованием, равно как и специалисты с высшим образованием, входят в категорию работников, занятых преимущественно умственным трудом. Главное содержание деятельности специалиста среднего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного варианта из готового набора возможных решений профессиональных задач, т.е. в решении задач диагностического характера, часто алгоритмизированного типа. Специалисты со средним профессиональным образованием работают во всех отраслях народного хозяйства.
Основными функциями специалистов со средним профессиональным образованием в сфере материального производства являются: подготовка и первичная обработка технической, технологической, экономической и другой информации в целях обеспечения различного вида инженерных решений; инженерно-вспомогательная и научно-вспомогательная работа; обеспечение работоспособности наиболее сложных современных технических и технологических систем и управление ими; управление деятельностью первичных звеньев производства.
В отраслях социально-культурной сферы специалисты среднего звена выполняют функции:
- в экономике - бухгалтеров, работников среднего звена финансово-кредитной сферы, налоговых служб, менеджмента;
-в здравоохранении - медицинских сестер, фельдшеров, акушеров, фармацевтов, обеспечивающих доврачебную медицинскую помощь, уход за больными и назначения врача, проведение лабораторных исследований, санитарный надзор, изготовление лекарственных средств;
-в системе народного образования - учителей начальных классов, воспитателей в дошкольных учреждениях, мастеров производственного обучения в профтехучилищах, музыкальных работников, учителей музыки, рисования, труда, физкультуры;
-
в области культуры и искусства - музыкантов, артистов, организаторов социально-культурной деятельности, осуществляющих исполнительскую деятельность и выступающих в качестве организаторов творческих художественных коллективов.
-
в торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании - руководителей подразделений, организаторов труда в малых коллективах, товароведов, дизайнеров, конструкторов изделий бытового назначения, технологов приготовления пищи.
Уровень образования связан с типом профессиональной деятельности специалиста.
Под типом профессиональной деятельности мы понимаем те наиболее существенные черты ее, которые обобщенно характеризуются предметом труда и классом профессиональных задач, ре-
шаемых работником. Предметом труда у работников, занимающихся физическим трудом, выступают материальные ценности, у работников, занимающихся умственным трудом, - информация. Под задачей мы понимаем заданную в определенных условиях цель, которая может быть достигнута при реализации определенной структуры (обобщенного алгоритма) деятельности.
Рассматривая вопрос о типе профессиональной деятельности специалиста среднего звена, необходимо выделить данную деятельность среди других и в то же время выявить то общее, что свойственно профессиональной деятельности всех специалистов среднего звена. Определение требуемого уровня образования для каждой профессии важно по ряду причин и прежде всего потому, что значительное превышение уровня образования по сравнению с выполняемыми функциями приводит к невостребованности полученных знаний и умений и, как результат - к неудовлетворенности своей работой и положением в обществе. Следовательно, необходимо какое-то обобщенное представление о типе профессиональной деятельности, требующем среднего специального образования.
Одним из показателей, характеризующих труд, является его содержательность. Под содержательностью труда понимается насыщенность трудового процесса умственными операциями, творческими элементами. Содержательность труда тесно связана с профессионально-квалификационным уровнем работника.
Исследователи проблемы содержательности труда считают возможным типизировать профессиональные задачи. В соответствии с принятым в психологии подходом выделяют три типа умственных задач, решаемых человеком в процессе мышления: стереотипные, диагностические и эвристические. Стереотипные - задачи, имеющие отработанные решения и выполняемые механически. Диагностические требуют выбора оптимального варианта из нескольких, уже имеющихся и также заранее отработанных решений, возможной их корректировки. Эвристические задачи требуют от человека творческого подхода, так как предполагают конструирование новых систем, объектов, не имеют аналогов, связаны с проблемным мышлением. С точки зрения теории информации стереотипные задачи могут быть определены как имеющие жесткий алгоритм; диагностические - имеющие алгоритм, но требующие корректировки; эвристические - как неалгоритмизированные.
Естественно, что каждый тип профессиональной деятельности (рабочего, специалиста средней квалификации, специалиста высшей квалификации) несет в себе в разных соотношениях все или во всяком случае два смежных класса профессиональных задач, однако принципиально важными являются, во-первых, место (удельный вес) задач каждого типа; во-вторых, нацеленность специалиста на тот или иной класс профессиональных задач, готовность решать их. Например, во временном отношении решение инженером эври-
стических задач может составлять не самую большую долю в структуре труда. Однако постоянная нацеленность на их решение предполагает непрерывную интеллектуальную работу в этом направлении, что и обеспечивает определенный статус работника высшей квалификации.
Различие в содержании типовых профессиональных задач хорошо прослеживается при сравнении должностных обязанностей специалистов со средним профессиональным и высшим образованием (табл. 1).
Таблица 1 Должностные обязанности инженера-технолога и техника-технолога
Инженер-технолог | Техник-технолог |
1. Разрабатывает и внедряет технологи ческие процессы на выпускаемые цехом детали, сборочные единицы изделия, применяя средства автоматизации про- ектирования. Устанавливает порядок вы- полнения работ и пооперационный мар- шрут изготовления продукции в цехе 2. Рассчитывает технические нормы рас- хода материалов, полуфабрикатов, вспомогательных материалов 3. Производит корректировку техноло- гических процессов в соответствии с конструкторскими извещениями. Со- гласовывает разработанные техноло- гические процессы с цехами и другими подразделениями завода 4. Составляет технические задания на разработку оснастки и инструментов 5. Осуществляет контроль за соблюде- нием технологической дисциплины в цехе, анализирует причины брака и раз- рабатывает мероприятия по их устра- нению 6. Составляет планы размещения обо- рудования, технического оснащения и организации рабочих мест 7. Составляет и согласовывает техни- ческие задания на специальное техно- логическое оборудование и нестандарт- ные средства измерения 8. Участвует в разработке управляющих программ для оборудования с ЧПУ, в отладке разработанных программ и их корректировке в процессе доработки | 1. Разрабатывает маршрутные и опе- рационные технологические процес- сы на детали, сборочные единицы изделия. Участвует во внедрении технологических процессов в цехе 2. Разрабатывает подетальные или пооперационные материальные нор- мативы (нормы расхода сырья, по- луфабрикатов, материалов, инстру- мента) 3. Оформляет технологическую до- кументацию (технологические кар- ты, извещения об изменениях тех- нологических процессов, матери- альные карты), согласовывает ее с цехами и отделами завода 4. Участвует в составлении техни- ческих заданий на проектирование приспособлений, оснастки, инстру- мента 5. Участвует в выявлении причин брака продукции, подготовке пред- ложений по его предупреждению и устранению |
Таким образом, мы видим, что профессиональное содержание труда инженера многообразно, но общие инженерные функции в соответствии с должностными инструкциями включают: а) разработку перспективных планов по оценке и внедрению достижений научно-технического прогресса в практику; б) инженерное обслуживание текущего производства.
Профессиональное содержание труда техника определено как решение частных вопросов общих инженерных задач, подготовка документации, экспериментальных данных и других материалов в научной, проектно-конструкторской деятельности. Труд техника используется в двух относительно самостоятельных сферах - сфере производства и сфере научного исследования (в отраслевых НИИ, КБ).
Несомненно, большая часть специалистов занята в сфере производства. Тем не менее, учитывая специфику и своеобразие труда техников, работающих в сфере материального производства и в непроизводственной сфере (наука и научное обслуживание), уточним функции техника:
-
на производстве - помощник инженера, выполняющий работы, для которых существуют общепринятые стандартные методы выполнения (составление технической документации, эскизирование, нормирование, разработка технологии изготовление несложных деталей);
-
в учреждениях науки и научного обслуживания – помощник специалиста с высшим образованием, осуществляющий подготовку документов, эксперименты и анализы в соответствии с установленными стандартами и использованием современной исследовательской аппаратуры, испытания опытных образцов машин, приборов, изделий.
При сравнении трудовых обязанностей инженера и техника одной специальности можно сделать заключение, что:
а) труд инженера носит в большей мере творческий характер; труд техника - в основном исполнительский труд;
б) в труде инженера решаются более обобщенные задачи; в труде техника - частные;
в) труд инженера - самостоятельный труд; техник, являясь помощником инженера, действует на основе указаний руководителя или разработанных алгоритмов в условиях постоянно действующего производства.
Сравнивая аналогичным образом профессиональные функции специалистов с высшим и средним специальным образованием Других профилей (медсестра и врач, экономист и бухгалтер), мы пришли к выводу, что деятельность специалиста среднего звена представляет собой специфический тип профессиональной деятельности. Это преимущественно умственный труд, связанный с решением профессиональных задач диагностического типа, пред-
полагающих выбор решений из готового набора имеющихся вариантов (деятельность по алгоритму).
Из анализа профессиональной деятельности специалистов средней квалификации вытекает, что хотя они, равно как и специалисты с высшим образованием, заняты преимущественно умственным трудом, труд этот своеобразен и заключается в анализе, оценке ситуации и выборе наиболее эффективного варианта из готового набора возможных решений, т. е. в решении диагностических задач.
Требования к составу и объему подготовки специалистов. Стандарт уровня среднего профессионального образования предполагает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности (специальность и квалификация), но и определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития, который отличается от уровней как начального, так и высшего профессионального образования. Отличие одного уровня образования от другого характеризуется структурой, объемом и содержанием обучения.
Поскольку речь идет об уровнях образования, их можно определить лишь при сравнении друг с другом; к тому же они не всегда определяются конкретными величинами или даже относительными, а могут быть выражены в виде соотношений и представлены категориями качества.
Итак, содержание подготовки специалистов разных уровней образования различается классом профессиональных задач. С этим различием связаны и другие показатели, такие, как продолжительность (срок) обучения, соотношение теоретической и практической подготовки, соотношение состава, объема и содержания общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки в рамках теоретической, тип организации учебного процесса.
Рассмотрим каждый из названных показателей применительно к разным уровням профессионального образования, выделяя среднее профессиональное.
Продолжительность обучения в среднем специальном учебном заведении с учетом уже полученного среднего (полного) общего образования составляет на базовом уровне 2-3 года. Повышенный уровень предполагает увеличение срока обучения по сравнению с базовым на один год. Продолжительность обучения - важный показатель уровня образования. Анализ подготовки к профессиональной деятельности показывает, что для выполнения профессиональных функций не всегда требуется соответствующий уровень образования: бухгалтером можно работать после окончания колледжа или техникума, но также и после окончания полугодичных курсов; для работы воспитателем в дошкольном учреждении можно окончить педучилище, можно - одиннадцатый педагогический класс. Обучение в среднем специальном учебном заведении предполагает не только приобретение функциональных знании,
но и общее интеллектуальное развитие, расширение кругозора, гуманитарное образование, выходящие за пределы знания конкретных профессиональных функций.
Соотношение теоретической и практической подготовки. Для начального профессионального образования характерно, что практическая подготовка преобладает над теоретической; главной задачей начального профессионального образования является формирование конкретных трудовых умений и навыков; теоретическая подготовка направлена на объяснение этой практической деятельности. Анализ учебных планов профессионально-технических училищ свидетельствует, что доля практической подготовки здесь составляет в среднем 70-80% от общего объема времени, отведенного на обучение.
В среднем специальном учебном заведении доля теоретической подготовки, как правило, несколько больше по объему, чем практической, или равна ей (включая практические и лабораторные работы). Наряду с практическими профессиональными знаниями студент получает определенный объем фундаментальных теоретических знаний, которые составляют профессиональный кругозор специалиста, способствуют его интеллектуальному развитию.
В вузах теоретическая подготовка явно преобладает над практической, но не потому, что специалист с высшим образованием менее нуждается в профессиональной практической готовности к выполнению своих трудовых обязанностей, а в связи с тем, что в силу более высокого уровня образованности, интеллектуального развития он способен преобразовывать теоретические знания в практические и самостоятельно реализовывать их в практике.
Подбор производственных ситуаций для анализа, производственных ситуационных задач для решений, условий деловых игр в соответствии с требованиями к деятельности именно специалиста со средним профессиональным образованием - все это и обеспечивает обучение решению определенного класса профессиональных задач, которые в совокупности должны охватывать всю профессиональную деятельность специалиста.
При получении начального профессионального образования учащийся должен овладеть всеми операциями в рамках своей рабочей профессии настолько, чтобы успешно справляться со своими трудовыми обязанностями на производстве при минимальных сроках адаптации к новому рабочему месту, режиму труда, трудовому коллективу. На основании результатов квалификационных испытаний учащемуся присваивается рабочий разряд. Приобретение профессионального умения требует многократного повторения однородной деятельности, упражнения, что достигается благодаря выделению значительного времени на практическое обучение.
Студенты средних специальных учебных заведений должны овладеть всеми действиями (операциями), которые им предстоит
выполнять в профессиональной деятельности. Однако круг функций специалиста со средним профессиональным образованием шире и разнообразнее, чем круг функций рабочего, и по своему характеру они разнообразнее, чем функции рабочего. Поэтому специалист может работать на разных должностях. Наряду с функциями манипулятивного характера, выполняемыми в точном соответствии с предписаниями (пользование вычислительной, счетной техникой, измерительными приборами, расчетно-графические навыки, процедуры-манипуляции в работе медсестер и др.), в выполнении которых студенты должны достигнуть определенного автоматизма, специалистам среднего звена приходится решать интеллектуальные задачи (аналитические, проектировочные, конструктивные, организаторские), требующие обоснованного выбора принимаемого решения из возможных вариантов на основе анализа исходных данных и стоящих перед специалистом задач. Такие задачи нередко носят комплексный межпредметный характер и требуют значительного времени на их решение. Практически за время обучения студенты не в состоянии прорешать (опробовать решения) все задачи, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности, работая на разных должностях. Но выделение из них основных типов и обучение их решению на примере специально разработанных учебно-производственных задач, которые могут выполняться студентами как на производственной практике, так и в специально созданных условиях (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры), являются обязательными требованиями к подготовке специалистов среднего звена.
Несколько по-иному приходится подходить к формированию содержания практического обучения в высшей школе. Диапазон задач, решаемых специалистом с высшим образованием, их сложность, новизна постановки в каждом случае требуют прежде всего развития проблемного мышления: способности видеть, осознавать проблему и находить нестандартные решения, пользуясь широким кругом знаний, полученных в процессе обучения, а также уметь самостоятельно отыскивать, приобретать, добывать необходимую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности. Несомненно, что специалист с высшим образованием тоже должен владеть навыками вычислительной, измерительной, расчетно-графической деятельности, уметь пользоваться алгоритмами интеллектуальной деятельности, но и те и другие являются в данном случае инструментом для решения проблемных задач.
Следующий показатель уровня образования - соотношение между общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкой в рамках теоретического обучения. Общенаучные дисциплины в системе высшего образования занимают значительное место: они
не только являются базой для общепрофессиональной подготовки, Но и имеют самостоятельное значение, обеспечивая высокий уровень эрудиции специалистов, способствуя овладению логикой научного мышления, историческим взглядом на развитие науки, техники, общества, человека. Именно высокий уровень общей образованности обеспечивает способность специалистов с высшим образованием решать творческие задачи по созданию новых технологий и новой техники, новых методик и новых экономических планов, способствует более глубокому осознанию связей между фактами, явлениями, событиями. Общенаучная подготовка в высшей школе составляет не менее 40%.
В системе среднего профессионального образования студенты получают некоторые общенаучные знания, но, как правило, это только основы наук, которые имеют прикладное значение и интегрируются со специальными дисциплинами, например: «Основы геодезии и их применение в лесном хозяйстве», «Геодезия в строительстве», «Гидравлика и насосы», «Конструкции заданий и сооружений с элементами статики», «Основы электротехники и применение электрической энергии в сельском хозяйстве» и др.
Однако в отличие от начального профессионального образования структура специальных знаний в средних специальных учебных заведениях дается в развернутом виде; учебные дисциплины характеризуют разные компоненты труда: цель труда, предмет и материал труда, средства труда, способы деятельности, организация труда и управление. Значительная доля этих знаний имеет общепрофессиональное значение и может быть перенесена в рамках профессиональной группы с одной специальности на другую.
В системе начального профессионального образования учебный материал большинства названных дисциплин объединен в один предмет - «Технология производственного процесса», который объясняет учащимся сущность и закономерности производственного процесса, в котором они принимают непосредственное участие.
Тип организации учебного процесса подразумевает соотношение объемов обязательных и элективных курсов, обязательной аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы, включение студентов в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, ее объемы и содержание; предпочтительное отношение к таким организационным формам обучения, как лекция, семинар, деловые игры. Это зависит от установок на предстоящую профессиональную деятельность, от степени-самостоятельности студентов и их готовности участвовать в тех организационных формах обучения, которые требуют более высокого уровня интеллектуального развития, инициативности, активности, личной ответственности при выполнении коллективной работы. Именно поэтому соотношение аудиторной и внеаудиторной работы в вузе примерно одинаково (1:1), а в среднем специальном учебном за-
ведении - 1:0,5. Дисциплины по выбору в вузе составляют до 30%, а в среднем специальном учебном заведении - всего 10%. Деловая игра в вузе выступает как форма обучения, рассчитанная на 2-6 ч с полным осуществлением профессиональных функций, а в среднем специальном учебном заведении она чаще всего используется как метод обучения на уроке.
Государственный образовательный стандарт в рамках среднего профессионального образования устанавливает два уровня - базовый и повышенный. Характеристика базового уровня фактически дана нами при описании основных показателей среднего профессионального образования.
Повышенный уровень среднего профессионального образования характеризуется тем, что исходным (базовым) образованием для него является базовый уровень среднего профессионального образования, который дополнен годичным сроком обучения. Этот срок является оптимальным для обеспечения более высокого уровня профессиональной компетентности.
Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений, т.е. характеристику людей, полномочных решать что-то, судить о чем-то. Круг знаний и умений этих людей шире тех конкретных должностных функций, к которым готовятся специалисты в условиях базового профессионального образования.
Таким образом, повышение уровня профессиональной компетентности может быть обеспечено благодаря:
-
осуществлению подготовки специалиста более высокой квалификации (с углубленной подготовкой), что предполагает обеспечение готовности к решению более сложных производственных задач, выходящих за пределы компетентности, к примеру техника;
-
приобретению дополнительного образования в смежной области знаний (расширенная подготовка), что не только расширяет кругозор специалиста, но и предполагает овладение новым интегральным знанием, позволяющим рассматривать свою основную область деятельности через призму другой - дополнительной (подготовка в области программирования, трудового права, менеджмента, экономики и др.).
Повышенный уровень среднего профессионального образования предполагает:
- изменение соотношения теоретической и практической подготовки в направлении усиления теоретической, фундаментальной (но не общенаучной, а общепрофессиональной и даже специиальной - углубление и расширение знаний в области профессиональной деятельности);
-увеличение доли общенаучной подготовки в содержании профессионального обучения;
-
увеличение доли курсов по выбору учащихся;
-
увеличение доли самостоятельной внеаудиторной работы;
-
приближение на старших курсах типа организации учебного процесса к вузовскому (лекции, семинары, коллоквиумы, работа с малыми группами по результатам самостоятельного изучения учебного материала).
Повышенный уровень среднего профессионального образования осуществляется преимущественно на двухступенчатой основе и предполагает разработку для второй ступени новых (дополнительных) квалификационных требований и соответствующего им содержания. В то же время считается возможным в отдельных случаях целостное (неступенчатое, интегральное) содержание образования повышенного уровня. Это наиболее характерно для специальностей гуманитарного профиля (сфера образования, экономики, культуры), где базовый уровень имеет срок обучения 2 года.
В содержание обучения на повышенном уровне среднего профессионального образования не может быть включена подготовка к поступлению в высшее учебное заведение, не переносится также часть содержания высшего образования, особенно в области общенаучной подготовки, поскольку это является функцией высшей школы, а не среднего специального учебного заведения.
На двухуровневую (ступенчатую) систему подготовки распространяются общие принципы преемственности содержания образования в системе непрерывного образования.
Место среднего профессионального образования в системе непрерывного образования. Вопрос о месте среднего профессионального образования в системе непрерывного образования является принципиальным. От его понимания зависят многие вопросы: профориентация школьников, повышение квалификации и профессиональный рост специалистов среднего звена, формирование требований к учебным заведениям-комплексам, в которых объединяются разные ступени образования, а также вопрос о «тупи-ковости» системы. Попытка рассматривать среднее профессиональное образование как некое срединное связующее звено между начальным профессиональным и высшим образованием лишает среднее профессиональное образование статуса самостоятельности, превращает его в некий переходный этап. Между тем среднее профессиональное образование готовит свой состав кадров, который необходим экономике и социальной сфере и который не может и не должен быть заменен никакими другими работниками, поскольку этот состав требует соответствующего уровня квалификации, обеспечиваемого образованием, и совершенствования его в процессе накопления опыта, роста профессионального мастерства.
Среднее специальное образование выступает как самостоятельный, относительно завершенный уровень образования, и специалисты со средним профессиональным образованием представляют собой самостоятельную необходимую группу в профессиональной структуре кадров.
Конечно, каждый человек имеет право на профессиональный рост, на продвижение по службе, на получение другой профессии, требующей высшего образования. Однако профессиональный рост возможен и в рамках должностей, требующих среднего профессионального образования: в народном хозяйстве нужны «классные» медицинские сестры, балерины, артисты цирка, техники-деталировщики, организаторы производства в первичных трудовых коллективах. Все они по своим деловым качествам и знаниям имеют право перехода на другие должности, требующие высшего образования, и это не единственный путь квалификационного роста.
В системе непрерывного образования следует учитывать некоторые принципы взаимосвязи и взаимодействия уровней, и прежде всего принцип завершенности каждого уровня образования и принцип преемственности.
Суть принципа завершенности среднего профессионального образования состоит в том, что на каждой ступени профессиональной подготовки обучающийся должен получить целостную подготовку к предстоящей профессиональной деятельности. Целостная подготовка предполагает не только готовность к выполнению профессиональных функций, но и определенный уровень интеллектуального развития, достигаемый благодаря общепринятому стандарту уровня образования. Например, если функции специалиста среднего звена можно научиться выполнять, не получив среднего специального образования, то, не изучив определенного состава учебных дисциплин в установленном объеме, нельзя получить документ о среднем специальном образовании.
Этот принцип ни в коей мере не противоречит, как это иногда замечают, идее непрерывного профессионального образования, поскольку одной из характерных его черт является дискретность, выражающаяся в диалектическом единстве «прерывности-непрерывности». Каждый отдельный этап или ступень профессионального образования должны быть относительно завершенными, ибо благодаря этой завершенности человек приобретает, во-первых, новое качество, выражающееся в получении целостного, образования или в повышении квалификации, во-вторых - определенные юридические права, например право на дополнительную оплату труда с учетом возросшей квалификации, или возможность, например, частичной замены одних функций другими, более интересными.
Понятие «завершенность» не означает «замкнутость» как тупиковую ветвь образования. Поэтому среди принципов, определяю-
щих функции среднего профессионального образования как составной части создаваемой системы непрерывного образования, назван принцип взаимосвязи и преемственности среднего профессионального образования с базовым общим, а также с другими уровнями профессионального образования.
Суть принципа преемственности в содержании образования состоит в том, что на каждой высшей по рангу ступени образования при определении содержания обучения учитывается все то, что было изучено на ранних ступенях, и с ориентацией на это разрабатываются состав и структура содержания учебного материала, а также организация учебного процесса. Нельзя переносить какой-то учебный материал с высших ступеней на низшие, так как для большинства обучающихся он будет избыточным. Нельзя считать целесообразным и изъятие каких-то одноименных дисциплин с высших ступеней, так как каждая из них имеет свое назначение в системе подготовки специалистов другого уровня. Учебная дисциплина может быть дана в свернутом виде, изучаться в порядке самостоятельной работы (поскольку представление о ней есть), может быть ориентирована на другую структуру (не на системное изложение учебного материала, а, например, на постановку инженерных проблем, связанных с конкретной дисциплиной) и др. В этих случаях приходится руководствоваться тем, что одноименная дисциплина на разных ступенях подготовки не только дается на разных уровнях научности, обобщенности, но и имеет разные цели. Так, технология машиностроения в профтехучилище изучается для того, чтобы учащиеся понимали, почему надо жестко следовать предписаниям технологического Процесса; в среднем специальном учебном заведении студент изучает эту дисциплину для того, чтобы овладеть алгоритмом разработки технологии изготовления простейших деталей или элементов конструкций (знать, из каких возможных вариантов и в какой последовательности он должен делать выбор); в вузе студент должен научиться ставить перед собой проблему поиска новых технологических решений и находить пути ее реализации. Таким образом, разные классы профессиональных задач, решаемых специалистами разных уровней, не допускают прямого исключения учебных дисциплин на высших ступенях, а предполагают их концентрическое изучение на разных ступенях.
Непрерывное профессиональное образование не следует понимать как поэтапный переход от начального профессионального к среднему профессиональному, а затем к высшему образованию. Именно такое понимание, скорее всего, будет ошибочным, поскольку свидетельствует о неумении, неспособности выпускника Школы правильно оценить свои возможности, определиться в своих интересах и склонностях и выбрать сразу для себя прямой, а следовательно, и более короткий путь.
Непрерывное профессиональное образование можно и необходимо рассматривать в рамках совершенствования готовности к той профессии, которая была выбрана в качестве базовой; по каждой профессии необходимы совершенствование профессионального мастерства и получение дополнительного образования.
При разработке учебных планов, скоординированных между двумя ступенями, следует иметь в виду обязательное и непреложное требование: изменениям подлежат только учебный план и учебные программы высшей ступени (техникума по отношению к профтехучилищу, вуза по отношению к техникуму).
Например, в среднем специальном учебном заведении можно изъять из учебного плана практику по рабочей профессии или сократить ее для студентов, окончивших профтехучилище. Возможно и некоторое сокращение объема учебных дисциплин, изученных на ступени начального профессионального образования, но при наличии так называемого входного контроля - проверки реальных знаний и умений студентов. Особенно велика роль входного контроля при переходе из техникума в вуз: объемы учебных дисциплин специального цикла в техникумах и вузах нередко почти одинаковы, как и содержание дидактических единиц, включенных в государственные образовательные стандарты.
Однако обучение в вузе дисциплинам специального цикла по сравнению с обучением в техникуме отличается более высоким уровнем теоретического обобщения, большей глубиной изучаемого материала, ориентацией на решение другого класса профессиональных задач на основе полученных знаний, ознакомлением с современными научными исследованиями в конкретной области, проблемами и прогнозами их решения. Все это не позволяет засчитывать обучение по специальному циклу в техникуме за вузовское обучение. В то же время допустимо и прямое дублирование учебного материала, когда выпускник среднего специального учебного заведения сдает в вузе экзамены по техникумовским записям лекций. Необходим принципиальный пересмотр системы подготовки специалистов с высшим образованием из числа выпускников техникумов. Здесь могут быть использованы такие организационные моменты, как входной контроль и предоставление права свободно посещать лекции (но не практические и лабораторные занятия), организация занятий по индивидуальным учебные планам. Для целых групп студентов - выпускников средних специальных учебных заведений возможно иное формирование учебных курсов, представляющих собой не системное изложение учебного материала, а цикл проблемных лекций, проблемных семинаров, практикумов. Поиск целесообразных форм организации обучения и отбор наиболее значимого содержания в учебных заведениях, осуществляющих преемственность профессионального образования с предыдущей ступенью, - одна из наиболее сложных
проблем реальной организации преемственности между сопряженными ступенями образования. Сокращение сроков обучения здесь возможно лишь при коренном пересмотре не только содержания обучения, но и организации учебного процесса.
Вместе с тем следует иметь в виду, что непрерывное образование специалистов среднего звена может осуществляться не только по вертикали (повышенный уровень среднего профессионального образования, высшее образование), но и по горизонтали, в рамках дополнительного образования в системе повышения квалификации, переподготовки.
Как любой работник современного производства или социально-культурной сферы, специалист среднего звена должен постоянно повышать свою квалификацию путем обновления знаний, переподготовки в связи с изменением техники, технологии, требований социально-культурного обслуживания, получения дополнительного образования.
Особая роль принадлежит так называемой дополнительной подготовке в рамках повышенного уровня среднего профессионального образования, которая дает специалисту дополнительные права и определенные льготы. Так, специалист может овладеть одним или несколькими иностранными языками, что дает ему право на получение дополнительной оплаты. Дополнительное экономическое, управленческое образование расширяет возможности специалиста, создает условия для более активного включения его в многогранную деятельность производства, использования при необходимости на разных участках работы. Но, несомненно, получение дополнительного образования должно стимулироваться определенными льготами, например повышением заработной платы или продвижением по службе.
- К читателям
- Введение
- Глава 1 содержание образования и обучения
- 1.1. Формирование содержания образования и содержания обучения
- 1.2. Цель подготовки специалистов и содержание образования в средних специальных учебных заведениях
- 1.3. Уровень среднего профессионального образования
- 1.4. Анализ профессиональной деятельности - основа формирования содержания профессионального образования и содержания обучения
- 1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
- 1.6. Проектирование содержания образования и содержания обучения на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
- Форма тематического плана учебной дисциплины
- 1.7. Комплексная разработка профессиональной образовательной программы
- Глава 2 технологии обучения
- 2.1. Понятие технологии обучения
- 2.2. Методы и приемы обучения
- Активные методы обучения
- Информационно-развивающие методы обучения
- Проблемно-поисковые методы обучения
- Методы практического обучения
- Выбор методов обучения
- 2.3. Средства обучения роль и место средств обучения в учебном процессе
- Классификация средств обучения
- Дидактические возможности отдельных видов средств обучения
- Условия эффективного применения средств обучения
- 2.4. Организационные формы обучения (виды учебных занятий)
- Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку студентов
- Организационные формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов
- Самостоятельные внеаудиторные занятия
- Дипломное проектирование
- 2.5. Выбор технологии обучения
- Деятельностные технологии обучения. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
- Личностно ориентированные технологии обучения
- 2.6. Контроль знаний и умений студентов назначение контроля и предъявляемые к нему требования
- Виды контроля
- Методы контроля
- Формы контроля
- Оценка результатов учебной деятельности студентов
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям
- 3.1. Изучение и анализ профессиональных образовательных программ
- 3.2. Составление календарно-тематического плана
- 3.3. Изучение методической литературы и учебно-методической документации
- 3.4. Оптимизация учебного процесса
- 3.5. План учебного занятия
- 3.6. Методическая работа преподавателя
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Перечень основных действующих нормативно-методических документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях
- Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям 238
- Семушина Любовь Георгиевна, Ярошенко Нина Григорьевна
- Учебное пособие