logo search
Учебник Семушина Л

1.6. Проектирование содержания образования и содержания обучения на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

Содержание образования и обучения в средних специальных учебных заведениях отражено в учебных планах и учебных программах.

Учебный план - нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специали-

ста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных дисциплин, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся. В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных дисциплин и основных видов производственной практики. Учебный план составляется с учетом формы обучения [очной, очно-заочной (вечерней), заочной] и уровня базовой подготовки [основного среднего или среднего (полного) общего образования].

Учебная программа - нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретной учебной дисциплины, содержание и последовательность изучения учебного материала. В пояснительной записке к учебной программе раскрываются место (назначение) дисциплины в системе подготовки специалиста, образовательные и воспитательные задачи, а также задачи развития, которые должны быть решены в процессе обучения, связи учебного предмета с другими дисциплинами, с производственной практикой.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают, утверждают и реализуют профессиональные образовательные программы. Рабочий учебный план и комплект рабочих учебных программ по учебным дисциплинам и видам практики в совокупности составляют профессиональную образовательную программу по конкретной специальности для данного среднего специального учебного заведения. Основным требованием к этим документам является соответствие Государственному образовательному стандарту по данной специальности. Через самостоятельную разработку образовательных программ учебное заведение реализует свои академические свободы в области формирования содержания образования. Это дает возможность учебному заведению гибко и оперативно реагировать на потребности общества, производства, социальной сферы, а также на запросы личности в процессе образования. Благодаря академической свободе в формировании содержания образования коллектив преподавателей учебного заведения может максимально реализовать свой творческий потенциал.

В помощь образовательным учреждениям федеральные органы управления средним профессиональным образованием предлагают примерные учебные планы и примерные учебные программы. Это не значит, что учебные заведения непременно должны следовать названным документам; они являются рекомендательными. Более того, органы управления могут (и должны) предложить несколько вариантов примерных учебных планов и примерных учебных программ, для того чтобы учебное заведение могло отдать предпочтение тому или иному документу как основе для разработки своего варианта.

Понятно, что самостоятельное составление профессиональной образовательной программы - это большая творческая методическая работа, с которой не каждое учебное заведение может справиться. В таком случае в качестве рабочего используется конкретизированный примерный учебный план.

Каковы же пределы ограничений и возможности академической свободы при разработке рабочего учебного плана, исходя из государственного образовательного стандарта?

Начнем с ограничений.

Учебное заведение не имеет права самостоятельно (не в соответствии с Государственным образовательным стандартом):

-присваивать новую специальность или изменять название действующей специальности;

-присваивать новую квалификацию или изменять название действующей квалификации;

-уменьшать предписанные стандартом нормативы учебного времени на циклы учебных дисциплин, на предметы по выбору студентов;

- не реализовывать в учебном процессе состав дидактических единиц, предписанных стандартом.

Недельный объем времени, отводимый на обязательные учебные занятия, не должен превышать 36 учебных часов. Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 учебных часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы. Срок реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной максимальной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 38-39 недель; время промежуточной аттестации -2 недели; каникулярное время - 11 недель.

Именно эти показатели являются контрольными при проверке соблюдения Государственного образовательного стандарта в образовательных программах учебного заведения. Контроль за выполнением Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования складывается из трех составляющих: 1) реализация Государственных образовательных стандартов в профессиональных образовательных программах учебного заведения; 2) обеспечение реализации этих программ в учебном процессе; 3) степень соответствия подготовки студентов требованиям стандарта.

О двух последних требованиях речь пойдет далее, когда будут рассматриваться вопросы технологии обучения и контроля знаний и умений студентов.

Мы указали ограничения. А в чем же состоят свободы? На что имеет право учебное заведение? Назовем те компоненты. Учебное заведение располагает следующими возможностями:

-определять состав дисциплин, которые могут изучаться факультативно.

В методических рекомендациях Минобразования России «О разработке рабочих планов по специальностям и рабочих программ по учебным дисциплинам в средних специальных учебных заведениях» от 24 июля 1997 г. № 12-52-91 ин/12-23 определена новая структура рабочего учебного плана.

Рабочий учебный план состоит из следующих разделов: титульная часть, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени, план учебного процесса, факультативные дисциплины, производственная (профессиональная) практика, виды итоговой государственной аттестации, перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских, пояснения к учебному плану.

В титульной части рабочего учебного плана указываются:

График учебного процесса определяет сроки начала и окончания учебных занятий по курсам, промежуточных аттестаций, каникул, практик, итоговой государственной аттестации.

При составлении графика учебного процесса учитывается, что начало учебного года планируется, как правило, с 1 сентября, окончание на I и II курсах - 30 июня, за исключением специальностей, связанных с сезонным характером работ. Время завершения обучения на последнем курсе зависит от общей продолжительности обучения по каждой специальности; продолжительность каникул должна составлять 8-11 недель на учебный год; продолжительность практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной), по профилю специальности (технологической), преддипломной (квалификационной) или стажировки планируется в соответствии с Государственными требованиями и примерным учебным планом.

Сводные данные по бюджету времени устанавливают суммарную продолжительность теоретического обучения, практик, промежуточных аттестаций, каникул и итоговой государственной аттестации по курсам и за весь период обучения.

В Плане учебного процесса дисциплины рабочего учебного плана объединены в циклы: общеобразовательные дисциплины; общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественно-научные дисциплины; общепрофессиональные дисциплины; специальные дисциплины; дисциплины специализаций.

Цикл общеобразовательных дисциплин включается в структуру учебного плана в тех случаях, когда подготовка по специальности осуществляется для лиц с основным средним образованием. В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона РФ «Об образовании» Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого образования.

В образовательный цикл входят те же учебные дисциплины, которые включены в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений. Базисный учебный план состоит из инвариантной и вариативной частей. В инвариантной части содержится фе-

деральный компонент, гарантирующий предъявление обучающимся необходимого минимума знаний, формирование умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования. Вариативная часть плана обеспечивает реализацию регионального компонента.

Общеобразовательный цикл дисциплин состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть - это федеральный компонент; перечень образовательных областей, входящих в инвариантную часть, является единым для всех специальностей, но набор дисциплин и количество часов, выделяемых на их освоение, различны и зависят от профиля подготовки (см. письмо Минобразования России от 3 июля 1998 г., № 12-52-105 ин/12-23 «О реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования средними специальными учебными заведениями»).

Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин является практически инвариантным для всех специальностей среднего профессионального образования и направлен на формирование целостного мировоззрения, интереса к решению социально-политических проблем. Его введение позволило принципиально обновить гуманитарную составляющую среднего профессионального образования. Он занимает в среднем 23-25% от общего объема теоретической подготовки (прежде общественно-политические дисциплины в типовых учебных планах составляли примерно 18%).

Назначение циклов математических и общих естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин - дать будущему специалисту фундаментальные знания в области профессиональной деятельности. Как правило, в пределах одной профессиональной группы формируется единый общепрофессиональный блок, который включает в себя общенаучные, собственно общепрофессиональные и управленческие группы учебных дисциплин.

Общенаучные предметы дают основы знаний тех наук, на которые опираются специальные учебные дисциплины. В педагогических образовательных учреждениях - это педагогика и психология, в технических - техническая механика, инженерная графика, основы электроники, в геологических - геология, в химических - аналитическая, органическая и неорганическая, физическая и коллоидная химия.

Собственно общепрофессиональные предметы дают основополагающие знания по профессии. Так, для строительных специальностей общими будут предметы «Строительные материалы и детали», «Строительные машины и механизмы»; для машиностроительных специальностей - «Материаловедение», «Оборудование машиностроительного производства», «Машиностроительное производство».

Управленческие дисциплины являются общими для профессиональных групп и включают такие, например, дисциплины, как «Экономика и управление производством», «Основы социальной психологии».

В Государственных требованиях по специальностям значительно увеличен объем времени, отводимый на общепрофессиональную подготовку. В зависимости от профиля специальности ее объем в общем объеме теоретического обучения колеблется от 35 до 50%. Усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки обеспечивает целостность восприятия будущей профессиональной деятельности, понимание закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для общепрофессионального знания в рамках как групп специальностей, так и конкретной специальности, развивает способность к формированию междисциплинарных знаний.

Хотя учебные программы по общепрофессиональным дисциплинам для группы специальностей могут быть одинаковы или почти одинаковы, тем не менее в практике преподавания содержание обучения по разным специальностям различается: преподаватель, готовясь к занятию, отбирает примеры, типичные для конкретной специальности, планирует решение задач, связанных с определенной профессиональной деятельностью. Если отобранный материал имеет особую значимость для данной специальности, преподаватель увеличивает время, отводимое на его изучение, сокращая время на изучение менее значимого материала. Так осуществляется процесс профессионализации содержания общепрофессиональных предметов.

Содержание цикла специальных дисциплин отражает специфическое содержание деятельности специалиста и направлено на подготовку выпускника к выполнению конкретных функций. Совокупный перечень дисциплин специального цикла представляет собой обобщенную научную информацию о структуре деятельности специалиста: целях, предметах, средствах труда и основных способах его деятельности. Так, специальность «Технология машиностроения» предусматривает изучение специальных дисциплин «Технология машиностроения», «Технологическое оборудование», «Технологическая оснастка».

В рамках специального цикла могут быть выделены специализации как вариативная часть рабочего учебного плана. Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение к локальной области профессиональной деятельности. Необходимость введения специализаций определяется особенностями и характером специальности в тех случаях, когда профиль специалиста слишком широк, а конкретное производство - социальный партнер образовательного учреждения - испытывает потребность в специалистах более

узкого профиля. Как правило, специализация начинается на завершающихся этапах обучения. Объем времени, отводимый на дисциплины специализаций, должен составлять не менее 250 аудиторных часов. Специализации могут создаваться как под отдельную функцию специалиста, так и под различные объекты труда.

Порядок открытия специализации регламентируется инструктивным письмом Минобразования России «О специализациях по специальностям среднего профессионального образования» от 31 марта 1998 г. №20.

Объемы времени на изучение дисциплин общепрофессионального и специального циклов, соотношение теоретических и практических занятий, лабораторных работ уточняются исходя из разработанных образовательным учреждением рабочих программ учебных дисциплин.

Курсовые проекты (работы) планируются после окончания теоретического изучения учебной дисциплины или ее раздела. Курсовых проектов (работ) бывает не более трех за весь период обучения.

Содержание обучения должно быть разработано так, чтобы каждой функции специалиста, каждому умению, которым он должен овладеть, соответствовали практические задания и занятия. Чаще всего это практические занятия и задания, связанные с изучением учебных дисциплин. Некоторые задания в силу того, что для их выполнения необходимы занятия не по одному, а по двум-трем предметам и более, могут выполняться только на межпредметных практических занятиях.

Межпредметные практические занятия входят в учебный план либо в виде практикумов - цикла практических занятий, связанных с обучением конкретной деятельности (например, практикум по лабораторному анализу для химических специальностей, практикум по сельскохозяйственному труду в педагогических училищах и т. д.), либо в виде комплексных задач или деловых игр.

Практическая подготовка специалиста проводится в ходе практических занятий, курсового и дипломного проектирования, производственной практики, предусмотренной учебным планом, как формы организации процесса обучения. В рабочем учебном плане указывают основные этапы производственной практики, которые различаются целями, назначением и связаны с уровнем предшествующей подготовки. Так, по большинству технических специальностей первым этапом практической подготовки является учебная практика в мастерских (практика для получения первичных профессиональных навыков); ее назначение - ознакомить студентов с рабочими профессиями, которые специалисту среднего звена следует знать, чтобы выполнять свои функции. Студент должен овладеть умениями и навыками работы на станках, средствами применения различных инструментов, измерительных приборов и т.п. Рабочие профессии, по которым ведется обучение, должны наи-

более полно соответствовать тем функциям, которые предстоит выполнять специалисту. Так, технологу по обработке металлов важно владеть навыками работы на разных металлообрабатывающих станках, специалисту по техническому обслуживанию и ремонту машин и механизмов - слесарными умениями и навыками, мастеру строительных и монтажных работ - различными видами строительных работ.

Умения и навыки рабочей профессии совершенствуются на производстве в ходе технологической практики (практики по профилю специальности). Назначение этого этапа практики состоит также в том, чтобы студент смог овладеть умениями и навыками, необходимыми для работы непосредственно по специальности.

Преддипломная (квалификационная) практика студентов предназначена для овладения студентами первоначальным профессиональным опытом, проверки готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. Преддипломная практика может проводиться по месту будущей работы выпускника.

Учебное время по видам и этапам практики образовательное учреждение распределяет самостоятельно с учетом межпредметных связей и тех договоров, которые заключаются с организациями - базами практики.

План учебного процесса предусматривает следующие формы контроля знаний студентов: экзамены, курсовые проекты (работы), зачеты, контрольные работы.

Количество экзаменов, зачетов и контрольных работ по дисциплинам всех циклов учебное заведение определяет самостоятельно. Дисциплины, включенные в рабочий учебный план, имеют завершающую форму контроля. Как правило, в учебном году проводится в среднем 6-8 экзаменов.

Зачеты и контрольные работы проводятся за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.

В графе «Самостоятельная учебная нагрузка студента» указываются объемы внеаудиторной работы студента по дисциплинам, включенным в рабочий учебный план. В среднем она определяется как половина объема времени, отведенного на аудиторное изучение учебной дисциплины. Например, для дисциплины «Технология машиностроения» запланировано 220 часов, самостоятельная внеаудиторная работа будет составлять 110 часов.

Вид итоговой государственной аттестации образовательное учреждение выбирает самостоятельно в соответствии с Государственными требованиями. Можно применять разные виды итоговой государственной аттестации в одной учебной группе.

На изучение факультативных дисциплин выделяется не более 4 часов в неделю.

Образовательное учреждение должно предусмотреть проведение консультаций в количестве 100 часов на учебную группу каж-

дыи учебный год, включая период производственной (профессиональной) практики (в том числе во время реализации Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации).

Образовательное учреждение имеет право изменять перечень учебных лабораторий, кабинетов, мастерских (полигонов, хозяйств и т.п.) и других подразделений, необходимых для подготовки специалистов.

В разделе «Пояснения к учебному плану» образовательное учреждение отражает особенности организации учебного процесса, проведения контроля за выполнением Государственных требований, раскрывает и уточняет отдельные положения рабочего учебного плана данного образовательного учреждения.

В проектировании рабочего учебного плана особой технологии требует разработка профессиональной образовательной программы повышенного уровня среднего профессионального образования, формируемой как совокупность программы базового уровня и программы дополнительной подготовки.

Программа повышенного уровня может быть реализована в следующих вариантах:

-ступенчатая реализация (когда программа дополнительной подготовки изучается после полного завершения базового уровня образования по желанию и выбору студентов);

- целостная реализация в течение всего срока обучения по образовательной программе среднего профессионального образования (при интегрировании программы базового уровня и программы дополнительной подготовки).

При ступенчатой реализации учебный процесс организуется по одной из двух схем: последовательной или последовательно-параллельной.

Последовательная схема организации учебного процесса предусматривает, что выпускник после итоговой государственной аттестации, завершающей программу базового уровня, и получения диплома о среднем профессиональном образовании базового уровня может поступить на обучение повышенного уровня. Выпускник, прошедший итоговую государственную аттестацию по программе повышенного уровня (защита выпускной квалификационной работы), получает второй диплом - о среднем профессиональном образовании повышенного уровня.

При организации учебного процесса по последовательно-параллельной схеме студент осваивает повышенный уровень в период обучения на базовом уровне и после итоговой государственной аттестации получает один диплом - о среднем профессиональном образовании повышенного уровня.

При реализации программы повышенного уровня в состав итоговой государственной аттестации выпускников включаются один

из видов аттестационных испытаний, предусмотренных для базового уровня, и защита выпускной квалификационной работы. Итоговая государственная аттестация выпускников, объединяющая эти виды аттестационных испытаний, проводится по завершении всего срока теоретического и практического обучения. На подготовку и проведение итоговой государственной аттестации отводится объем времени, предусмотренный Государственными требованиями.

Если итоговая государственная аттестация по программе базового уровня предусматривает более одного варианта аттестационных испытаний, то образовательное учреждение включает в состав аттестационных испытаний тот вариант, который не содержит защиты выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы).

В отдельных случаях Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности базового уровня предусмотрен лишь один вариант итоговой государственной аттестации в виде дипломного проекта (работы). При формировании состава итоговой государственной аттестации по программе повышенного уровня образовательному учреждению следует заменить этот вид аттестационных испыта­ний на междисциплинарный экзамен или на два итоговых экзаме­на по отдельным дисциплинам.

Модели и варианты реализации программ повышенного уровня, а также схемы организации учебного процесса образовательное учреждение выбирает самостоятельно.

Порядок реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется письмом Минобразования России от 20 октября 1998 г., № 22-52-189 ин/22-23.

Академические свободы учебного заведения проявляются и в праве самостоятельно разрабатывать рабочие учебные программы. При их составлении учебное заведение может опираться на примерные учебные программы, конкретизируя их в соответствии с дидактическими требованиями. Рассмотрим ограничения и возможности учебного заведения в разработке учебной программы.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности в рабочей учебной программе должны быть отражены и конкретизированы все требования к знаниям и умениям выпускника, которые могут быть отнесены к данной учебной дисциплине, содержащиеся во втором разделе Государственных требований, а также все дидактические единицы, относящиеся к данной учебной дисциплине, поименованные в третьем разделе Государственных требований.

Следует особо отметить требования к уровню общей образованности выпускника среднего специального учебного заведения,

которые могут быть успешно реализованы только в том случае, если будут отражены в том или ином виде в каждой учебной дисциплине.

Основными контрольными точками реализации стандарта содержания образования по дисциплине являются:

  1. отражение требований к уровню подготовленности студента по данной дисциплине;

  2. включение в содержание учебной программы всех поименованных дидактических единиц;

  3. конкретизация степени участия данной дисциплины в решении задач обеспечения общей образованности студента.

Какова степень самостоятельности у составителя учебной программы по дисциплине?

Он может по-своему раскрывать содержание тех основных разделов и тем, которые обозначены в стандарте в качестве дидактических единиц, опираясь на научные школы и учебные пособия, которые он считает целесообразными. Исходя из своих соображений (логика науки, межпредметные связи, необходимость более быстрой подготовки студентов к практике и др.), он может устанавливать последовательность изучения учебного материала, распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости, разрабатывать перечень лабораторных работ и практических занятий, выбирать темы для самостоятельного изучения студентами, конкретизировать требования к знаниям и умениям студентов, включать материал национально-регионального компонента в объеме выделенных на данную дис­циплину учебных часов, выбирать исходя из стоящих перед учеб­ной дисциплиной задач, технологии обучения и контроля подго­товленности студентов по предмету.

Остановимся на некоторых дидактических нормативах разработки и оформления рабочих учебных программ.

Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.

Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной, вечерней, заочной, экстерната, и должна содержать: титульный лист; пояснительную записку; тематический план; содержание учебной дисциплины; перечень лабораторных работ и практических занятий; перечень курсовых проектов (работ) (при наличии); перечень литературы и средств обучения.

Титульный лист должен содержать: наименование образовательного учреждения; наименование учебной дисциплины; год разработки.

Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе и рецензентах. Очень важной частью программы является

пояснительная записка, к составлению которой не следует относиться формально, небрежно, поскольку именно она характеризует осознанность составителем сущности учебной дисциплины и ее места в подготовке специалиста.

В пояснительной записке к программе должны быть отражены следующие моменты:

  1. место данной учебной дисциплины в подготовке специалиста (какой цикл, на что направлена в конечном результате);

  2. задачи данной учебной дисциплины в области формирования системы знаний, практических умений, обеспечения общего уровня образованности, развития и воспитания студентов. Задачи раскрываются в соответствии с Государственными требованиями по специальности;

  3. новизна данной учебной программы, ее отличие от примерной или ранее действовавшей (если новизна или отличие могут быть обозначены);

  4. межпредметные связи: на какие учебные дисциплины опирается данная дисциплина и для каких дисциплин или видов практики является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы;

  5. особенности организации учебного процесса по учебной дисциплине в условиях обучения на базе 9-го и 11-го классов, при разных формах обучения (заочная, очная, очно-заочная); предпочтительные формы организации учебного процесса (лекции, уроки, семинары, практические занятия, лабораторные работы, межпредметные практические занятия и др.) и их сочетания; предпочтительные формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового).

В пояснительной записке могут быть даны пояснения к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, а также пояснения, обусловленные требованиями реализации национально-регионального компонента, специфики образовательного учреждения или заказчика. Отражена организация итогового контроля по данной дисциплине в соответствии с рабочим учебным планом.

Пояснительная записка должна быть лаконичной: на каждый из поставленных вопросов следует дать краткий и простой ответ в соответствии с представлениями составителей программы.

В тематическом плане должна быть раскрыта последовательность изучения разделов и тем программы, распределены учебные часы по разделам и темам дисциплины из расчета аудиторных занятий и максимальной учебной нагрузки студента. Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных дисциплин. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также ко-

личество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки, определенный Государственными требованиями, а также дополнительными требованиями, установленными самим образовательным учреждением.

Фактически разработка тематического плана - это разработка структуры учебной дисциплины, внутреннее упорядочение и установление согласованности учебных тем. Главными системообразующими факторами при определении структуры учебной дисциплины выступают объект изучения и его отношение к профессиональной деятельности специалиста. Если учебная дисциплина является научной основой для формирования профессиональной деятельности, ее структура должна быть обусловлена логикой науки. Если учебная дисциплина представляет собой применение науки в практической деятельности, в основу ее структуры может быть положена либо логика науки, либо логика (последовательность) практической профессиональной деятельности. Если учебная дисциплина характеризует сущность профессиональной деятельности, в ее структуре должна быть отражена последовательность (основные этапы) этой деятельности. Если целью учебной дисциплины является изучение каких-либо объектов, в основу ее структуры закладывается классификация объектов, наиболее удобная для будущего пользования.

Разумно применить такую последовательность структурирования учебной дисциплины:

-выделение наиболее крупных структурных элементов - разделов с учетом назначения (ведущей функции) дисциплины;

-выделение основных тем учебной дисциплины по каждому разделу с учетом целей изучения дисциплины (требований к знаниям и умениям, которыми должны овладеть студенты после изучения дисциплины);

-выявление внутрипредметных связей и выделение недостающих тем дисциплины;

-определение последовательности расположения тем на основе внутрипредметных связей.