logo search
Культурология (2005), А

5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления

«Воистину жестокий» XIX век порождал неверие в буржуазный прогресс, в существование «Свободы», «Равенства», «Братства», а трагические события 1905-7 годов и кровавый опыт Первой Мировой войны ставили под сомнение саму возможность разумного устройства общества. Дискредитация разума, его неспособность «постичь механику бытия» явилось главной причиной разрыва с реалистической традицией.

Понимание того, что искусство есть, своего рода, инструмент самопознания культуры (М.С. Каган), обусловлено особое внимание к модернистскому искусству (шире – художественной культуре) как феномену культуры 20 века.

Сложным взаимодействием социально-культурных процессов на рубеже веков опосредовано появление в художественной культуре такого явления как авангард (авангардизм), основанного на отрицании традиций и порывающего с реализмом.

Авангардизм – явление обусловленное временем. Это 10–20 годы как в России, так и в Европе. Если принять, что его суть в разрыве с существующими нормами и традициями, в абсолютизации нового, то первыми в России авангардистами были декаденты. В советский период «декаданс» воспринимался как синоним упадничества и разложения. Сегодня такой подход преодолен. Декаденство Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, К. Бальмонта, и др. конца XIX века означало, в первую очередь, разрыв с идейным наследием революционной демократии и народничества, сосредоточенность на сложном внутреннем мире собственного «Я» и особого рода эстетизм, связанный с болезнью красоты. Эти, так называемые декаденты, к которым вначале нового века присоединились А. Блок, А. Бе­лый, Вяч. Иванов и другие, назвав себя «символистами», вместе с молодыми «акмеистами» Н. Гумилевым, А. Ахматовой, О. Мандельшта­мом и другими положили начало «серебряному веку» русской поэзии и культуры.

У истоков нового направления в живописи начала века оказались такие русские художники как В. Кандинский и К. Малевич. Авангард в живописи отказывался «изображать жизнь в формах самой жизни», но вознамерился через разрушение внешнего подобия извлечь силой интуиции художника из человеческого подсознания то, что задавлено разумом, запретами, сковано догмами реализма; отодвинуть видимое (т.е. случайное) и показать чистую духовность.

Через фовизм Маттиса, кубизм Пикассо и футуризм Маринетти «новое» искусство начала века становилось все более беспредметным («Черный квадрат» Малевича – крайняя степень отказа от фигуративного искусства).

В. Кандинский, основоположник абстракционизма, и его последова­тели довели до конца разрушение единства формы и содержания: в их полотнах и скульптурах запечатлено полное отсутствие какого-либо подобия видимого мира (как, например, в его композициях № 1, 2 и т. д.). В абстракционизме Кандинский видел спасение человека от «кошмара материалистических мировоззрений», и хотел «психической силой краски» вызвать в нем «душевную вибрацию».

Разрыв с традицией, поиски новых форм выражения были присущи не только изобразительному искусству или поэзии, но отражали тенденцию обще­культурную. Так например, в 20-е годы американский писатель Джон Дос Пассос «открывает» литературу «потока сознания» как прямое воспроизведение процессов душевной жизни или сплошной «внутренний монолог» персонажей, нерасчлененный на логические периоды, отдельные фразы, слова…, смонтированный из обрывков детских вос­поминаний, фрагментов газетных статей, обрывков песен, пословиц, шума за окном… «Поток сознания» как метод раскрывал не только не­возможность постижения внутренней, внешне не выраженной, жизни человека, его психики, но и отражал трагическую разорванность сознания человека начала века. По своему этот метод был воспринят такими выдающимися писателями Запада как Д. Джойс, В. Вульф, М. Пруст и другие.

«Новый» взгляд на мир не мог не оказать серьезного влияния и на писателей – представителей европейского экспрессионизма и экзистенциализма: Ф. Каф­ку, А. Камю, Ж.-П. Сартра и др.

Одним словом, авангард, начавшийся как разрыв с традицией и реализмом, как «пощечина общественному вкусу» и эпатаж породил, в конеч­ном итоге, сложное, многоплановое, далеко не однозначное явление XX века – философию и искусство модернизма.

Термином модернизм (от франц. «modern» – современный), при всем многообразии его проявлений и несводимости к тому или иному художественному и философскому направлению, течению, школе, принято обозначать разнообразные нереалистические течения в философии и искусстве, возникшие накануне и после Первой мировой войны. Попробуем, все-таки, выделить некоторые важнейшие стороны модерниз­ма:

Во-первых, это, как уже было указано, – принципиальный разрыв с традицией и реализмом.

Во-вторых, признание несостоятельности разума и утверждение приоритета интуиции художника в постижении истинной сути вещей; проник­новение в сферу подсознательного.

В-третьих, поиски и абсолютизация новых форм художественного самовыражения.

В-четвертых, наконец, это наличие серьезных философских истоков мо­дернизма, объединяющих подчас мыслителей разных философских школ и направлений. В том числе, это влияние Канта и «неокантианства», «философии жизни» Шопен­гауэра, Бергсона, Ницше и психоаналитического учения Фрейда, «философии всеединства» и эстетики (особенно для русских символис­тов) Соловьева, творческих озарений Достоевского и т. д.

В эстетических концепциях Д. Мережковского, А. Белого, К. Малевича, В. Иванова и др. по-своему (по-модернистски) интерпретировалось творчество великих предшественников. Поэтому столь разные явления в искусстве XX века могли быть от­несены к модернистским. Назовем некоторые из них:

В живописи – это фовизм (А. Матисс, А. Дерен); кубизм (П. Пикассо, Д. Брак); абстракционизм (В. Кандинский); супрематизм (К. Малевич); примитивизм или наивное искусство (М. Шагал, Н. Пиросмани); сюрреализм (С. Дали) и т.д.

В литературе (в поэзии и прозе) – символизм (А. Блок, Вяч. Иванов); акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова); футуризм (Ф. Маринетти, В. Маяковский); роман потока сознания (Д. Лассос, М. Пруст, Д. Джойс); экспрессионизм (Ф. Кафка); экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр); «Театр абсурда» (С. Беккет, Э. Ионеску); театральное творчество Е. Вахтангова, В. Мейерхольда и др.

Как явление неоднородное и внутренне противоречивое, искусство модернизма явилось выражением кризиса культуры, крайнего перенап­ряжения и разорванности сознания человека, ощущения абсурдности бы­тия – с одной стороны, с другой – модернисты активно искали пути преодоления кризиса, выхода в новую реальность, исцеления...